Профессиональный спорт через призму институционального анализа

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент О.Ю. Кузьмина1
Доктор экономических наук, профессор М.Е. Коновалова1
Аспирант Т.В. Фаттахов2
Аспирант А.А. Соловьев1
1Самарский государственный экономический университет, Самара
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Цель исследования – обоснование необходимости применения методологии институционального анализа при изучении многих ключевых вопросов экономики спорта, в частности, проблем формирования контрактных отношений и распределения доходов между участниками спортивных мероприятий.
Методика и организация исследования. Анализ проблем контрактных отношений в спорте, конфликта экономических интересов участников и организаторов спортивных мероприятий осуществляется через методологическую призму теории прав собственности, концепций трансакционных издержек и асимметрии информации, что позволяет взглянуть на спорт как экономическую деятельность, существующую в достаточно жестких институциональных рамках.
Результаты исследования и выводы. Обоснована необходимость применения институциональной методологии при изучении экономики спорта, что дает положительный эффект при оценке конкуренции в этом сегменте рынка. Продемонстрированы возможности достижения Парето-оптимального распределения ресурсов на спортивном рынке с учетом существующего уровня информационной транспарентности. Описаны факторы, препятствующие реализации теоремы Коуза на рынке профессиональных спортсменов. Изучение рынка спорта с учетом институциональной методологии позволяет не только выявить проблемы развития данного вида деятельности, но и предложить пути по их преодолению, например, за счет повышения качества институционального регулирования профессионального спорта.

Ключевые слова: профессиональный спорт, институциональная методология, теорема Коуза, провалы рынка спорта, контрактные отношения.

Литература

  1. Зайцева И.А. Спорт глазами экономиста: обзор современного состояния предмета / И.А. Зайцева // Вопросы экономики. – 2015. – № 11. – С. 100-119. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-11-100-119.
  2. Beutler I. Sport serving development and peace: Achieving the goals of the United Nations through sport. Sport in society. 2008. Vol. 11. No 4. pp. 359-369.
  3. Frick B. The football players labor market: Empirical evidence from the major European leagues. Sottish Journal of Political Economy. 2007. Vol. 54. No 3. pp. 422-446.
  4. Gough С. Total sports market revenue worldwide 2022-2027. Available at: https://www.statista.com/statistics/370560/worldwide-sports-market-revenue/ (date of access: 14.04.2024).
  5. Kesenne S. The peculiar international economics of professional football in Europe. Sottish Journal of Political Economy. 2007. Vol. 54. No 3. pp. 388-399.
  6. Lee S.P., Cornwell T.B., Babiak K. Developing an instrument to measure the social impact of sport: Social capital, collective identities, health literacy, well-being and human capital. Journal of Sport Management. 2013. Vol. 27. No 1. pp. 24-42.
  7. Szumanski S. The champions league and the Coase theorem. Sottish Journal of Political Economy. 2007. Vol. 54. No 3. pp. 355-373.
  8. Zhou L., Ke Z., Waqas M. Beyond the Arena: How sports economics is advancing China's sustainable development goals. Heliyon. 2023. Vol. 9 (7). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e18074.