Педагогическая технология применения физкультурно-оздоровительных средств в условиях освоения студентами элективного курса по ушу

ˑ: 

Доктор медицинских наук, доцент Т.А. Шилько1
Аспирант С.И. Конькова1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Радаева1
1Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – выявить эффективность применения физкультурно-оздоровительных средств в условиях освоения студентами элективного курса по ушу.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Томского государственного университета с участием студентов основной и подготовительной медицинских групп, выбравших элективный курс «Ушу». Методика занятий включала в себя изучение базовых техник ушу, освоение комплексов таолу «18 форм чанцюань» и «32 формы чанцюань». В исследовании применялись социологические методы: анкетирование и тестирование функциональных и психологических тестов для мониторинга функционального состояния студентов (коэффициент выносливости, уровень физического состояния, проба Руфье-Диксона и др.).
Результаты исследования и выводы. Занятия ушу по разработанной педагогической технологии позволили студентам познакомиться с новым видом физической активности, повысить уровень физического здоровья. Результаты исследования подтверждают эффективность применения ушу в системе физического воспитания студентов в вузе в качестве элективной дисциплины способствуют не только улучшению физической подготовки, но и развитию важных личностных качеств, формированию здорового образа жизни и повышению общего качества жизни студенческой молодежи. Выявлены основные мотивы выбора занятий ушу – интерес к китайской культуре, желание улучшить физическую форму, навыки самообороны, стремление к саморазвитию и гармонизации личности.

Ключевые слова: студенты, ушу в вузе, восточные единоборства, студенческое здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.

Литература

  1. Алтанчулуу А.А. Повышение эффективности физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Алтанчуулу. – М., 2007. – 167 с.
  2. Амурская О.В. Использование принципов и методик ушу в лечебной физической культуре / О.В. Амурская, А.В. Кулешов, М.К. Холодова // Научный журнал дискурс. – 2018. – № 8. – С. 7-16.
  3. Васенков Н.В. Физическое здоровье современных студентов / Н.В. Васенков, Д.Г. Кузьмичева, Е.М. Софронова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 4(97). – С. 59–61.
  4. Виленский М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2012. – 424 с.
  5. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств / И.А. Воронов. – М.: ACT, Мн.: Харвест, 2006. – 432 с.
  6. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и будзюцу до профессионального кикбоксинга: монография / С.Г. Гагонин. – СПб.: СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 352 с.
  7. Лопатина Р.Ф. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема / Р.Ф. Лопатина, А.Н. Лопатин // Вестник КазГУКИ. – 2017. – №1. С. 135-140.
  8. Черкасов А.Ю. Использование средств ушу в системе физического воспитания студентов в вузе / А.Ю. Черкасов // Наука. – 2020. – № 1(37) – С. 167-184.