Динамика девиантного поведения спортсменов 14-17 лет в учебно-тренировочном процессе

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Н.С. Скок1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Куликов1
Кандидат физико-математических наук Т.И. Улицкая1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Черная1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить динамику показателей девиантного поведения спортсменов в учебно-тренировочном процессе.
Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие спортсмены учебно-тренировочной группы, осуществлялось педагогическое наблюдение, анализ литературных источников, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных (SPSS, версия 20). Организовано пилотное исследование экспериментальной группы с признаками девиантного поведения – 14 человек.
Результаты исследования и выводы. В процессе педагогического эксперимента для коррекции девиантного поведения спортсменов экспериментальной группы использованы: тренинги по формированию социального опыта, деловые игры по вырабатыванию ответственного отношения к построению своей спортивной карьеры, беседы, направленные на депопуляризацию фейковых новостей, тренинги по совершенствованию навыков взаимодействия вне спортивной среды и формированию социально-адекватного поведения. У спортсменов экспериментальной группы снизился уровень склонности к девиантному поведению по таким показателям, как: социально обусловленное, самоповреждающее, агрессивное, зависимое, допротивоправное. Сформированы модели поведения, при которых девиантное поведение спортсменов практически исключается. Выстраиваемый высокий уровень коммуникационного взаимодействия тренеров-преподавателей, педагогов-воспитателей и спортсменов позволяет повысить степень корреляционной эффективности девиантного поведения спортсменов.

Ключевые слова: девиатное поведения, спортсмены, учебно-тренировочный процесс, коррекционно-педагогическое воздействие.

Литература

  1. Леус Э.В. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних / Э.В. Леус, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 9. – С. 268-277.
  2. Скок Н.С. Зависимость девиантного поведения от тревожности в процессе подготовки спортивного резерва / Н.С. Скок, В.С. Куликов, С.И. Петров, Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 4 (206). – С. 391-396.
  3. Скок Н.С. Временные и пространственные ориентиры подростков девиантного поведения: опыт исследования / Н.С. Скок, В.С. Куликов // Социология и общество: традиции и инновации в социа­льном развитии регионов: сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса; отв. редактор В.А. Мансуров. – 2020. – С. 2013-2020.
  4. Хораськина Р.И. Социализация учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательной школы: теория и практика: монография / Р.И. Хораськина. – Казань: Казан. ун-т, 2017. – 205 с.