Векторное моделирование в педагогических исследованиях по проблемам физической культуры и спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1, 2
Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская2
1Тюменский государственный университет, Тюмень
2Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – описать возможности метода векторного моделирования в педагогических исследованиях физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. В статье представлено описание метода векторного моделирования. Приведен обзор диалектико-логического алгоритма метода векторного моделирования. Осуществлена систематизация педагогических моделей физического воспитания. Выделены и проанализированы оздоровительно-адаптивная, социально-ориентированная, личностно-ориентированная и спортивно-рекреативная модели физического воспитания. Описаны их специфические особенности, преимущества и ограничения в практике физического воспитания. Показаны перспективы использования метода векторного моделирования в гуманитарных исследованиях.

Ключевые слова: векторное моделирование, диалектико-логический алгоритм, категориальные модели, педагогические модели физического воспитания.

Литература

  1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л.А. Беляева. – Екатеринбург, 1993. – 147 с.
  2. Голубева Н.А. Диссиметрическая концепция трансформации: онтологическое содержание: дис. … докт. филос. Наук / Н.А. Голубева. – Волгоград, 2014. – С. 14-15.
  3. Горелов А.А. Экспертиза диссертационных работ по проблемам физической культуры и спорта / А.А. Горелов, И.В. Манжелей, А.А. Зайцев, О.Г. Румба // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т.12. – № 1. – С. 129-143.
  4. Загвязинский В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 3-5.
  5. Закирова А.Ф. Магистерская диссертация как научно-педагогическое исследование: учебное пособие / А.Ф. Закирова, И.В. Манжелей. – Тюмень, Изд-во «ТюмГУ», 2013. – 124 с.
  6. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. Т 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста – Ч.1 / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 444 с.
  7. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. … докт. пед. наук / Г.Г. Наталов. – Краснодар, 1998. – 107 с.
  8. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 8. – С. 7-11.
  9. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Загвязинского. – М. Академия, 2008. – С. 43.
  10. Пивоваров Д.В. Диалектико-логический алгоритм / Д.В. Пивоваров // Гуманитарное знание. Ежегодник Выпуск 1. Сб. научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. – С. 5–7.
  11. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд. испр. и доп. Лондон – Минск: Панпринт, 1989. – С. 242-244.
  12. Смит Н. Современные системы психологии / пер. с англ. под. общ. ред. А.А. Алексеева – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 192-208, 325-330.
  13. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 142 с.