Особенности спортивного отбора в кроссовых видах спортивного ориентирования

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.С. Воронов1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.С. Якушев1
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Цель исследования – провести факторный анализ и обосновать критерии отбора детей в кроссовых видах спортивного ориентирования.
Методика и организация исследования. При решении теоретических задач использованы анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация. Для получения данных эмпирического характера применялись педагогические, социологические, анатомо-физиологические и картографические методы научного исследования, а также психодиагностические методики для контроля уровня развития памяти, внимания и мышления. Педагогический эксперимент проводился на базе СДЮCШОР №6 города Смоленска и ФГБОУ ВО «СГУС». Комплексный контроль подготовленности спортсменов-ориентировщиков в возрасте от 9 до 20 лет осуществлялся на протяжении 9 лет в количестве 400 спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Отбор детей и подростков для занятий кроссовыми видами ориентирования следует проводить на основе факторной структуры специальной подготовленности, в батарею тестов включать показатели, отражающие уровень развития физических способностей, а также тесты, направленные на оценку памяти, внимания и мышления. Применение интегральной оценки перспективности при отборе детей в кроссовые виды спортивного ориентирования позволило повысить его эффективность.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, спортивный отбор, система управления, юные спортсмены, интегральная оценка перспективности.

Литература

  1. Булгакова Н.Ж. Применение лонгитудинальных исследований в спортивной педагогике с целью прогнозирования физического развития и спортивных достижений / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, А.Ю. Черкасов // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 8. – С. 27-31.
  2. Воронов Ю.С. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 94-98.
  3. Воронова В.В. Прогнозирование перспективности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в кроссовых видах ориентирования, на основе анализа стабильности показателей их интеллектуальной и физической подготовленности / В.В. Воронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 101-104.
  4. Востриков В.А. Спортивный отбор в системе подготовки спортсменов / В.А. Востриков // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 249-260.
  5. Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, Е.Е. Ачкасов. – М.: Спорт, 2021. – 176 с.
  6. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник для вузов / В.П. Губа, В.Н. Чернова. – М.: Советский спорт, 2020. – 352 с.
  7. Кузнецова В.В. Методика отбора квалифицированных спортсменов 17-20 лет в беговые виды спортивного ориентирования / В.В. Кузнецова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 2. – С. 223-228.
  8. Уголькова Е.Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации / Е.Р. Уголькова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 426-430.
  9. Якушев Д.С. Информативные показатели отбора детей в группы начальной подготовки по спортивному ориентированию / Д.С. Якушев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 6. – С. 30-32.