Ключевые факторы интеллектуальной и двигательной активности спортсменов в хоккее на траве

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Тамарская1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Ермаков2
В.Е. Серегина3

1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Тульский государственный университет, Тула
3Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1, Москва

Цель исследования – определить структурные компоненты и ключевые факторы интеллектуальной и двигательной активности спортсменов в хоккее на траве, обуславливающие совершенствование коммуникативных взаимодействий.
Методика и организация исследования. Проведен педагогический анализ, видеоанализ характера коммуникации в поведении игроков-девушек хоккейной команды ГБУ ДО «ФСО «Юность Москвы» Спартак», корреляционный, кластерный, факторный анализ.
Результаты исследования и выводы. Математико-статистический анализ и систематизация влияющих на характер коммуникации структурных компонентов деятельности игроков хоккейной команды позволили определить ключевые факторы интеллектуальной и двигательной активности спортсменов, обуславливающие совершенствование коммуникативных взаимодействий. Среди них: психофизиологические интеллектуальные, психомоторные предпосылки к скорости реализации мышления; психоэмоциональная устойчивость к помеховлияющим факторам психического и физического воздействия; эффективное коммуникативное взаимодействие на основе предвосхищения, ситуационной адекватности и тактической целесообразности интеллектуальных и двигательных решений. Выявлены базовые кластеры, характеризующие предметную коммуникацию – «скорость восприятия» и «оперативность переключения внимания».

Ключевые слова: хоккей на траве, спортсмены, интеллектуальная и двигательная активность, коммуникативные взаимодействия, совершенствование, ключевые факторы.

Литература

  1. Быховская И.М. Спорт как интегративный социокультурный и эстетический феномен / НИР: грант № 08-06-00426. Российский фонд фундаментальных исследований. М.: РФФИ. 2008.
  2. Егорычева, Е.В. Универсальность спорта как средства межличностного общения / Е.В. Егорычева, А.В. Подереча // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 60. – С. 290-294.
  3. Ким Т.К. Структурно-содержательная определенность актуа­лизации видов мышления спортсмена в контексте системно-деятельностного подхода / Т.К. Ким, А.А. Плешаков, Г.А. Кузьменко, Ч.Т. Иванков // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 60-63.
  4. Макеева В.С. Методика коммуникативной подготовки в игровых видах спорта / В.С. Макеева, К.Е. Токарева // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века / В.Д. Альперович, С.Н. Анисим, А.А. Бадалов и др. – М.: Издательско-литературное агентство Альтасфера, 2018. – С. 577-584.