Профессионально-личностное развитие будущего учителя физической культуры в условиях образовательной среды

ˑ: 

Г.В. Батуркина1
Кандидат психологических наук, доцент Т.П. Будякова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявление сформированности компонентов профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры.
Методика и организация исследования. В качестве инструмента исследования была использована авторская методика в виде базы данных, в которой закреплено четыре вида заданий: 1) тестировалось усвоение правовых знаний, требуемых для успешной реализации профессиональной спортивно-педагогической деятельности; 2) проверялась общая психологическая подготовка к решению профессиональных задач, требующих определенных личностных компетенций; 3) подвергались диагностике базовые педагогические познания и 4) проверялись умения решать предметные задачи, обусловленные физическим статусом воспитанников. В исследовании приняли участие 30 студентов 3-4-го курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Результаты исследования и выводы. Авторская методика диагностики профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры доказала свою эффективность в части выявления пробелов в обучении. В частности, можно выявить уровень готовности в реализации заложенных в образовательных стандартах компетенций. Выявленные личностная неготовность к решению нестандартных профессиональных задач и несформированность способности позиционировать свою профессиональную деятельность в качестве социально важной должны стать предметом дальнейшей коррекции.

Ключевые слова: обучение, воспитание, профессионально-личностные качества учителя, физическая культура, диагностика.

Благодарность. Авторы выражают благодарность ректору ЕГУ им. И. А. Бунина за финансовую поддержку настоящего исследования.

Литература

  1. Джуманов А. Личностные и профессиональные качества учителя как регулирующие факторы конфликтов / А. Джуманов // Энигма. – 2022. – № 42. – С. 139-143.
  2. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. – Москва: Прометей, 1991. – 109 с.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  4. Ahmadi-Azad, S., Asadollahfam, H. and Zoghi, M. (2020) 'Effects of teacher's personality traits on EFL learners foreign language enjoyment', System, 95(December), p. 102369.
  5. Buric, I., Butkovic, A. and Kim, L.E. (2023) 'Teacher personality domains and facets: Their unique associations with student-ratings of teaching quality and teacher enthusiasm', Learning and Instruction, 88(December), p. 101827.