Профессионально-личностное развитие будущего учителя физической культуры в условиях образовательной среды
ˑ:
Г.В. Батуркина1
Кандидат психологических наук, доцент Т.П. Будякова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
Цель исследования – выявление сформированности компонентов профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры.
Методика и организация исследования. В качестве инструмента исследования была использована авторская методика в виде базы данных, в которой закреплено четыре вида заданий: 1) тестировалось усвоение правовых знаний, требуемых для успешной реализации профессиональной спортивно-педагогической деятельности; 2) проверялась общая психологическая подготовка к решению профессиональных задач, требующих определенных личностных компетенций; 3) подвергались диагностике базовые педагогические познания и 4) проверялись умения решать предметные задачи, обусловленные физическим статусом воспитанников. В исследовании приняли участие 30 студентов 3-4-го курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Результаты исследования и выводы. Авторская методика диагностики профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры доказала свою эффективность в части выявления пробелов в обучении. В частности, можно выявить уровень готовности в реализации заложенных в образовательных стандартах компетенций. Выявленные личностная неготовность к решению нестандартных профессиональных задач и несформированность способности позиционировать свою профессиональную деятельность в качестве социально важной должны стать предметом дальнейшей коррекции.
Ключевые слова: обучение, воспитание, профессионально-личностные качества учителя, физическая культура, диагностика.
Благодарность. Авторы выражают благодарность ректору ЕГУ им. И. А. Бунина за финансовую поддержку настоящего исследования.
Литература
- Джуманов А. Личностные и профессиональные качества учителя как регулирующие факторы конфликтов / А. Джуманов // Энигма. – 2022. – № 42. – С. 139-143.
- Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. – Москва: Прометей, 1991. – 109 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
- Ahmadi-Azad, S., Asadollahfam, H. and Zoghi, M. (2020) 'Effects of teacher's personality traits on EFL learners foreign language enjoyment', System, 95(December), p. 102369.
- Buric, I., Butkovic, A. and Kim, L.E. (2023) 'Teacher personality domains and facets: Their unique associations with student-ratings of teaching quality and teacher enthusiasm', Learning and Instruction, 88(December), p. 101827.