Реализация индивидуально-личностного потенциала развития детей с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – определение ведущих принципов адаптивного физического воспитания, направленного на реализацию индивидуально-личностного потенциала развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. Проведен теоретический анализ научно-методической литературы в сфере адаптивного физического воспитания по вопросам психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями интеллектуального развития.
Результаты исследования и выводы. Сформулировано понятие «индивидуально-личностный потенциал развития детей с интеллектуальными нарушениями» как совокупность их биологических – индивидуальных и личностных-социальных характеристик, – позволяющих реализовать то, что заложено природой (физические способности, функциональные возможности и психические (когнитивные) процессы) и формировать социально необходимые качества в процессе различной деятельности. Выделены общепедагогические и специфические принципы адаптивного физического воспитания, позволяющие реализовать индивидуально-личностный потенциал развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, индивидуально-личностный потенциал развития, принципы адаптивного физического воспитания.

Литература

  1. Буланова Н.О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н.О. Буланова // Молодой ученый. – 2017. – № 25 (159). – С. 278-280. – URL: https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 09.06.2024
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  3. Герасимов Е.А. Влияние занятий флорболом на развитие психической сферы детей с интеллектуальными нарушениями / Е.А. Герасимов, Л.А. Парфенова, Н.А. Цухлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 6. – С. 72-73.
  4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н. Леонтьев. – 4-е издание. – Москва: Издательство Московского университета, 1981. – 584 с.
  6. Парфенова Л.А. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта на основе программы «Молодые атлеты» / Л.А. Парфенова, А.Р. Ахмеров, С.М. Хасанова // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 64.
  7. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
  8. Цухлов Н.А. Оценка эффективности игрового метода в адаптивном физическом воспитании подростков с интеллектуальными нарушениями / Н.А. Цухлов, Л.А. Парфенова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 10. – С. 53.