Взаимосвязь морфофункциональных показателей с показателями общей физической подготовки монгольских борцов по результатам множественного регрессионного анализа

ˑ: 

Докторант Шагдар Бат-Эрдэнэ1, 2
Доктор биологических наук, профессор Гундэгмаа Лхагвасурэн2
1Университет медицинской науки, г. Улан-Батор, Монголия
2Монгольский национальный институт физической культуры, г. Улан-Батор, Монголия

Цель исследования – выявить взаимосвязь морфоункциональных показателей с показателями общей физической подготовки монгольских спорт­менов.
Методика и организация исследования. В работе проанализированы наиболее важные характеристики и показатели состояния организма (антропометрические данные, данные состава тела, функциональные параметры) высококвалифицированных спортсменов, обеспечивающие значимые связи с тестами физической подготовки. Для достижения поставленной цели был обследован 181 спортсмен высокой квалификации, в основном занимающиеся единоборствами.
Результаты исследования и выводы. По результатам множественного регрессионного анализа построены морфофункциональные модели двигательных качеств монгольских высококвалифицированных спортсменов, которые основаны на морфологических признаках, показателях состава тела, полученных с помощью метода биоимпедансометрии, и функциональных характеристиках, которые могут быть использованы в спортивном отборе, на начальном этапе подготовки и на этапе индивидуализации спортивного мастерства в многолетнем тренировочном процессе.

Ключевые слова: функциональные показатели, спортсмены, физическая подготовка.

Литература

  1. Гундэгмаа Л. Морфофункциональные особенности студенческой молодежи Монголии в зависимости от генетических и средовых факторов: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.14 / Лхагвасурэн Гундэгмаа – М., 2009. 28 с.
  2. Гундэгмаа Л. Формирование морфофункциональных особенностей монгольских спортсменов: возрастные, экологические и генетические факторы: автореф. дис. ... докт. биол. наук: 14.03.01 / Лхагвасурэн Гундэгмаа – М., 2019. – 46 с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский // в кн. Основы теории и методики физвоспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
  4. Ланда Б.Х. Методика оценки физического развития и физической подготовленности как часть системы оценки качества образования / Б.Х. Ланда // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 5. – С. 54–57.
  5. Лхагвасурэн Г. Спортын дасгалжуулалтын онолын ундэс / Г. Лхагвасурэн. – Улан-Батор, 2003. – 658 х.
  6. Лхагвасурэн, Г., Алтанцэцэг, Л., Особенности скоростно-силовых качеств у монгольских детей / Г. Лхагвасурэн, Л. Алтанцэцэг // Педагогика. – 1990. – Вып. 1. – С. 41–47.
  7. Новиков А.А. Моделирование в спортивной борьбе / А.А. Новиков, А.Г. Оленик, Н.Н. Каргин // В кн. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1981. – С. 62–65.
  8. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
  9. Платонов В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта / В.Н. Платонов // В кн. Основы управления тренировочным процессом спортсменов. – Киев: ГИФК, 1982. – С. 5–26.