Динамика показателей адаптационного процесса первокурсников, будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Кремнева1
1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – выявить динамику показателей адаптационного процесса первокурсников, будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2022-2024 гг., в котором приняли участие студенты 1-го курса Института физической культуры, спорта и туризма (в 2022 году 72 респондента, в 2023 году – 79) следующих направлений подготовки: Педагогическое образование. Образование в предметной области Физическая культура; Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Образование в предметных областях (Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура); Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Физическая культура, адаптивная физическая культура и адаптивный спорт.
Результаты исследования и выводы. В результате анкетирования (ноябрь-декабрь 2022 г.) были определены основные трудности и проблемы адаптационного процесса студентов первого курса. Для достижения цели исследования была разработана адаптационная программа, внедренная в учебные планы обучения студентов первых курсов указанных направлений подготовки и реализованная в сентябре-ноябре 2023 г. В ходе исследования выявлены основные критерии эффективности программы адаптации студентов 1-го курса профессиональной направленности обучения «Физическая культура».

Ключевые слова: адаптация, учебный процесс, адаптационная программа, высшее образование, студенты, физическая культура.

Литература

  1. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 2010, № 2.
  2. Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков, С.А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 3. – С. 55-57.
  3. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю.И. Толстых // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – №  4 (20). – С. 137-142.
  4. Хорунжий А.Н. К проблеме социальной адаптации высококвалифицированных спортсменов / А.Н. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 42-44.