Подвижные игры как средство адаптации первокурсников и создания благоприятного микроклимата в студенческих группах

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Щербин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Е. Егоров1
М.В. Белоглазов1

1Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – оценить степень влияния подвижных игр на адаптацию первокурсников и создание благоприятного микроклимата в студенческих группах.
Методика и организация исследования. Изучалось влияние включения подвижных игр в занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» на адаптацию первокурсников и создание благоприятного микроклимата в студенческих группах. Исследование проводилось среди студентов первого курса Московского политехнического университета специального медицинского отделения в течение одного учебного семестра с сентября 2023 по январь 2024 г., в котором приняли участие 104 студента в возрасте 18-20 лет, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению. Были сформированы две группы: КГ (n=52 человека) и ЭГ (n=52 человека). Студенты КГ занимались по стандартной программе вуза, в каждое занятие ЭГ включались различные подвижные игры.
Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных позволил выявить положительную динамику в показателях микроклимата в ЭГ и КГ. При этом у студентов ЭГ положительные изменения носят достоверный характер по всем используемым методикам, тогда как у студентов КГ достоверные улучшения отмечены только в методике «Оценка микроклимата студенческой группы». Анализ данных показал:
- полученный по методике определения индекса групповой сплоченности К. Сишора свидетельствует о том, что после эксперимента сплоченность ЭГ повысилась до уровня выше среднего, а в КГ осталась на среднем уровне;
- полученный по методике, направленной на оценку психологического микроклимата в группе, свидетельствует о том, что климат в ЭГ улучшился до средневысокой степени, а в КГ остался на том же, среднем уровне.
Изучение психологического климата в учебной группе выявило положительную динамику в ЭГ, а в КГ существенных изменений не произошло.

Ключевые слова: первокурсники, адаптация, микроклимат, студенческая группа.

Литература

  1. Ищенко М.М. Групповая сплоченность как важнейшая характеристика группы и ее организационного поведения / М.М. Ищенко, А. Черкалина // Мировые цивилизации. – 2022. – Т. 7. – № 3. URL:https://wcj.world/PDF/07PSMZ322.pdf
  2. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности школьника (на материале физической культуры): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Л. Кондаков. – Белгород, 2000. – 190 с.
  3. Кулешова М.В. Двигательная активность как средство социализации студентов / М.В. Кулешова, О.Г. Румба, А.А. Горелов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. – 2016. – Т. 21. – № 3-4 (155-156). – С. 79-88.
  4. Минникаева Н.В. Формирование физического здоровья студентов вуза средствами физического воспитания / Н.В. Минникаева, С.А. Тюкалова, М.В. Апарина, Н.В. Колесникова, А.В. Седнев // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 24.
  5. Плешаков А.А. Применение специализированных игровых средств в физкультурно-оздоровительных занятиях со студентами технического университета / А.А. Плешаков, Ю.С. Жемчуг, А.В. Родин и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 12. – С. 65-66.
  6. Продолятченко П.А. Процесс адаптации студентов-первокурсников в учебной группе / П.А. Продолятченко // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 9 (15). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-adaptatsii-studentov-pervokur... (дата обращения: 11.03.2024).
  7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – C. 179-180.
  8. Шепляков А.С. Применение индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов / А.С. Шепляков, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 54-56.
  9. Шолохова Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе / Г.П. Шолохова, И.В. Чичикова //Вестник ОГУ. – 2014. – № 3 (164). – С. 103-108.