Мониторинг физического состояния студентов в процессе обучения в вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Щербин3
Доцент А.В. Бодакин3
А.Ю. Маликов3
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород
3Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – выявить динамику показателей физического состояния студентов в процессе обучения в вузе на основе данных мониторинга.
Методика и организация исследования. В проведенном эксперименте приняли участие студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета и Московского политехнического университета: 500 юношей и 300 девушек, обучающихся различным специальностям (специалитет), 1, 3 и 5-го курса. Мониторинг физического состояния студентов включал: оценку уровня физической подготовленности, функционального состояния нервно-эмоциональной устойчивости студентов. Все результаты тестирования переводились в оценку по пятибалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо.
Результаты исследования и выводы. Хорошей физической формы обучающиеся достигают к третьему курсу вследствие систематических занятий физической активностью, и далее к пятому курсу их уровень физической подготовленности снижается. Наряду с этим ухудшаются и психологические качества, связанные с нервно-эмоциональной устойчивостью.
В частности, проведенное исследование указывает на необходимость продолжения учебного процесса по физической культуре и спорту на протяжении всего обучения в образовательной организации.

Ключевые слова: физическая подготовленность, функциональная тренированность, нервно-эмоциональная устойчивость, студенты.

Литература

  1. Бугаева Л.П. Роль национальных физических упражнений на развитие физических качеств студентов вуза / Л.П. Бугаева, Н.Н. Кладкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 11 (213). – С. 57-60.
  2. Викулов А.Д. Анализ состояния здоровья и функциональной подготовленности студентов специального отделения технического университета / А.Д. Викулов, Э.В. Егорычева // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 3. – С. 118.
  3. Кокшаров А.В. Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза / А.В. Кокшаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С.156-159.
  4. Прошукин А.Ю. Сравнительный анализ развития физических качеств студентов медицинского университета / А.Ю. Прошукин, С.В. Гудимов // Актуальные вопросы медицинской науки. – 2023. – № 1. – С. 276-277.
  5. Рыбальченко Т.П. Развитие физических качеств студентов / Т.П. Рыбальченко, А.И. Мацко, Т.В. Медведева, А.А. Мацко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 6. – С. 45-51.
  6. Чуринов А.А. Уровень развития физических качеств студентов первокурсников физико-технического института / А.А. Чуринов // E-Scio. – 2021. – № 2 (53). – С. 305-309.