Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских высших образовательных учреждениях в процессе физического воспитания
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Карасева1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Чернышева1, 2
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
2Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки
Цель исследования – выявить особенности процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском образовательном пространстве.
Методика и организация исследования. Экспериментальная часть исследования выполнена в условиях ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Проведен анкетный опрос, цель которого – использование дифференцированного подхода в процессе проектирования и организации занятий при участии иностранных студентов (девушек: n=11, юношей: n=10). Оценка качественных показателей произведена с помощью педагогических, медико-биологических и статистических методов исследования. Обработка и интерпретация фактического материала выполнена с использованием лицензионного пакета. Обоснована потребность в активных занятиях физической культурой с целью повышения психологической устойчивости, уровня двигательной активности и коммуникативных навыков иностранных студентов.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что для иностранных студентов двигательная активность является средством поддержания жизнеобеспечивающих состояний, способствует решению адаптационных проблем в условиях жизни в российской образовательной среде. Занятия физической культурой содействуют снижению языкового барьера и обогащению коммуникативных навыков, создают необходимые условия для адаптации иностранных студентов к обучению в инокультурной среде. Результативность педагогических воздействий указывает на динамику достоверных преобразований, происходящих в показателях психологического состояния и двигательной готовности, характеризующих качественные признаки адаптации организма, по критерию оздоровительной ценности.
Ключевые слова: процесс адаптации, двигательная активность, иностранные студенты, инокультурная среда, физическая культура.
Литература
- Герасименко О.Л. Некоторые аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: материалы международной конференции / О.Л. Герасименко – Минск: БГУ, 2008. – С. 180-182.
- Григорьев А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе / А.Ю. Григорьев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. − № 1. – С. 24-38.
- Груцяк Н.Б. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе / Н.Б. Груцяк, В.И. Груцяк // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 37-39.
- Чернышева Е.Н. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве высшего учреждения аграрного профиля / Е.Н. Чернышева // Герценовские чтения «Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития» международная научно-практическая конференция. – Т. 2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – 2020. – С. 126-133
- Чернышева Е.Н. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях высшего образования / Е.Н. Чернышева, Е.Н. Карасева, Д.К. Василевский, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (179). − С. 324−329.
- Чернышева Е.Н. Здоровьесберегающая технология формирования двигательной компетенции в образовательном пространстве высшего учреждения / Е.Н. Чернышева, Е.Н. Карасева, М.А. Чернышев // В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Матер. Всерос. науч.-практ. конференции. − Елец, 2022. − С. 126-131.