Возможности систем «захвата движения» в выявлении особенностей техники педалирования велосипедистов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сущенко1
Кандидат педагогических наук Д.А. Лукашевич2
Магистр Д.И. Гусейнов3
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», Минск, Республика Беларусь
3Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Республика Беларусь

Цель исследования – определение кинематических параметров, характеризующих технику педалирования с использованием систем «захвата движения».
Методика и организация исследования. Для решения поставленной задачи было организовано пилотное исследование с участием двух спортсменов, имеющих опыт выступления на крупных международных соревнованиях по велосипедному спорту. Каждый спортсмен выполнял тест c прогрессивным нарастанием мощности до отказа на велоэргометре с использованием велостанка Cyclus 2 и системы «захвата движения» Simi aktisys.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных видеорядов после их компьютерной обработки позволил выявить наиболее вариативные биокинематические звенья в динамике выполнения теста на велоэргометре с линейно возрастающей нагрузкой (15 Вт/мин). Наиболее выраженные изменения наблюдались для голеностопного сустава и положения туловища относительно горизонтали. Полученные результаты позволяют сделать закономерные выводы о возможности применения систем «захвата движения» для получения точных данных, характеризующих особенности кинематических параметров педалирования, не оказывая при этом воздействия на биомеханическую структуру движений спортсмена.

Ключевые слова: кинематические параметры, захват движения, велосипедный спорт, педалирование.

Литература

  1. Стрела В.Н. Оценка «кругового» педалирования у велосипедистов в лабораторных исследованиях / В.Н. Стрела, В.Н. Коновалов // Аспекты технической подготовки спортсменов. – 2019. – С. 99-107.
  2. Lopez-Laval I. et al. Characteristics of pedaling muscle stiffness among cyclists of different performance levels. Medicina. 2021. Vol. 57. Iss. 6. pp. 606-611.
  3. Chen L. et al. Evaluation and optimization of vehicle pedal comfort based on biomechanics. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2020. Vol. 234. iss. 5. pp. 1402-1412.
  4. Millour G. et al. Variability of ankle kinematics in professional cyclists: consequence on saddle height adjustment. Journal of Science and Cycling. 2020. Vol. 9. iss. 1. pp. 25-32.
  5. Turpin N.A., Watier B. Cycling biomechanics and its relationship to performance. Applied Sciences. 2020. Vol. 10. iss. 12. pp. 4112-4117.