Проектирование программы формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих бакалавров адаптивной физической культуры

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Карташова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Щербатых1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – определить приоритетность ключевых организационно-методических положений для проектирования Программы формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих бакалавров адаптивной физической культуры (в процессе изучения иностранного языка).
Методика и организация исследования. Методология базируется на аксиологическом, личностно-деятельностном и профессионально-ориентированном подходах к подготовке обучающихся по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Основными методами исследования являются теоретический и методологический анализы (изучение и анализ нормативных документов, инновационного педагогического опыта), диагностический метод (анкетирование) с целью исследования отношения студентов к будущей профессии. Эксперимент был проведен в Институте физического воспитания, спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в 2022-2023 учебном году. Всего в эксперименте участвовало 103 обучающихся 1-го курса.
Результаты исследования и выводы. Основные организационно-методические положения Программы формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих бакалавров по адаптивной физической культуре: создание на занятии иностранного языка психологически комфортного микроклимата для становления студента как нравственной личности с четкими жизненными ориентирами; аксиологический подход к отбору иноязычного контента с учетом принципов гуманистической направленности, профессиональной ориентации и воспитательно-просветительской интенции; активизация коммуникативного взаимодействия (преподаватель-группа; студент-студент) на занятиях за счет использования методов активного обучения (проектов), обеспечивающих высокую степень диалогового общения как способа ценностно-смыслового взаимодействия студентов; применение современных технологий эффективного мышления и продуктивной деятельности; актуализация рефлексии и саморефлексии обучающихся; активизация их профессиональной позиции путем приобретения собственного опыта ценностно-осмысленной деятельности.

Ключевые слова: бакалавр, адаптивная физическая культура, профессионально-ценностные ориентации, Программа, организационно-методические положения, обучение иностранному языку.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Под ред. Бодалева А.А. и др. – Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика. – 2011. –232 с.
  2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.
  3. Лунева Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов / Е.В. Лунева, Н.Д. Бобкова, О.Н. Брызгалова, О.Г. Хрипунова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 8. – С. 38-42.
  4. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 528н "Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2014 N 33933).
  5. Строгова Н.А. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 26-28.
  6. ФГОС по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Направленность (профиль) Адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт.