Взаимосвязь биологических и педагогических аспектов в ранней спортивной подготовке детей

ˑ: 

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова1
Кандидат педагогических наук Т.М. Никитина1
А.В. Полфунтикова1
Н.М. Якутович1

1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

Цель исследования – выявить особенности возрастного развития некоторых систем организма детей 6 лет в зависимости от двигательной активности.
Методика и организация исследования. Изучались особенности возрастного развития в качестве маркера влияния различной двигательной активности у детей 6 лет. Контингент: хоккеисты (41 чел., стаж занятий 1,32±0,84 года), футболисты (19 чел., стаж занятий 1,79±0,79 года) и нетренированные дети (17 чел.). Изучались: тотальные размеры и пропорции тела конечностей, лабильные компоненты массы тела; способности: психомоторные (тесты: теппинг, РДО, ПЗМР, внимание, помехоустойчивость), когнитивные (зрительно-, вербально-, пространственно-логическое, аналитико-синтетическое мышление); двигательные (бег на 30 м; челночный бег 3х10 м; бег с чередованием 3х10 м (гладкий, приставной переменный, спиной вперед); прыжок в длину с места; сила хвата). При анализе данных применялся пошаговый дискриминантный анализ.
Результаты исследования и выводы. Выявлен невысокий уровень дискриминации групп шестилетних детей с различной двигательной активностью при наличии следов внешнего воздействия, дифференцирующих вклад различных систем обеспечения деятельности в различия между группами. Наибольшее отличие между спортсменами и нетренированными детьми присуще когнитивному развитию, что отражает ведущую роль сознания в освоении умений и навыков различного свойства и особенности обучения. Двигательные и психомоторные способности, разнящиеся проявлением силы нервной системы и качества координации, согласуются с приоритетом значимости развития структур управления движениями в соответствии с особенностями двигательной активности и обучения. Морфофункциональное развитие не отражает особенности двигательной активности. Предполагается, что уже на самом раннем этапе систематических занятий спортом отмечается влияние средств и методов подготовки, что требует учета индивидуального и возрастного когнитивного развития ребенка.

Ключевые слова: морфофункциональные и психологические особенности, физическая подготовленность, 6 лет, хоккей, футбол, нетренированные дети.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00001-24-00 (код темы № 001-24/1).

Литература

  1. Абрамова Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела – критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: метод. рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. – М.: Скайпринт, 2013. – 132 с.
  2. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н.Л. Белопольская –Изд. 3-е, стереотип. – М., 2009. – 53 с.
  3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет / А.Н. Веракса. – М.: МО ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) / Н.П. Локалова. – М.: «Ось-89», 2006. – 165 с.
  5. Мантрова И.Н. Методические руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново: Нейрософт, 2007. – 211 с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 412 с.
  7. Федеральные стандарты спортивной подготовки [Электронный ресурс] URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (дата обращения - 07.03.2024).
  8. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с.