Спортивная деятельность как средство формирования антистрессовой устойчивости студентов в образовательной среде

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Спиридонов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.О. Миронов1
Доктор педагогических наук, профессор О.Е. Понимасов1
Кандидат психологических наук, доцент Е.Г. Сайганова1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

Цель исследования – повышение стрессоустойчивости студентов на основе развития эмоциональной устойчивости, адаптивности мышления и саморегуляции в процессе занятий спортивной деятельностью.
Методика и организация исследования. Исследовательская программа изучения реакции студентов на различные внешние раздражители сосредоточена на выявлении потенциала спортивной деятельности, способствующего повышению личностной самооценке и способности управлять стрессом. В диагностический комплекс включены: методика самооценки Спилберга-Ханина, тест-опросник Айзенка, тест психоэмоциональной реакции на нагрузку SAN.
Результаты исследования и выводы. Установлена значимая корреляционная связь стрессоустойчивости с индексом SAN (0,578), способностью к саморегуляции (0,476), уровнем субъективного контроля (0,556) и отрицательную корреляционную связь – с эмоциональной лабильностью (0,458) и уровнем тревожности (0,632). Система спортивно-оздоровительных занятий обладает высоким формирующим потенциалом в достижении стрессоустойчивости студентов.

Ключевые слова: студенты, стрессоустойчивость, личностные характеристики, образовательная среда.

Литература

  1. Алмазова И.Г. Особенности формирования стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности / И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова, И.Г. Колосова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 110-112.
  2. Зюкин А.В. Нейтрализация неблагоприятных урбанистических факторов средствами эколого-дидактической среды вуза / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, М.В. Габов, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 108-109.
  3. Кирьянова Л.А. Полифункциональная фитнес-технология физического воспитания студентов управленческих специальностей / Л.А.  Кирьянова, О.Е. Понимасов, Н.В. Колесников, О.П. Виноградова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 7. – С. 74-76.
  4. Миронов А.О. Антикризисная стратегия реализации физического воспитания студентов в условиях ограничения жизнедеятельности / А.О. Миронов, О.Е. Понимасов, Л.В. Морозова, Т.И. Мельникова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 3. – С. 61-62.
  5. Шилько В.Г. Зависимость показателей стрессоустойчивости студентов от их отношения к физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Е.С. Потовская, О.Н. Крупицкая // Тео­рия и практика физической культуры. – 2016. – № 12. – С. 41-43.