Автоматизированная система сбора и дифференцированной оценки функциональной и специальной физической подготовленности пловцов разного уровня квалификации

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор И.Н. Солопов1, 4
Доктор педагогических наук, доцент Т.Г. Фомиченко1
Заслуженный тренер СССР и РФ В.Б. Авдиенко1, 3
Доктор педагогических наук, доцент И.В. Бганцева1, 2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
2Волгоградская государственная академия физической культуры, (ВГАФК), Волгоград
3Всероссийская федерация плавания, Москва
4Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Цель исследования – обосновать и разработать автоматизированную систему сбора и дифференцированной оценки функциональной и специальной физической подготовленности пловцов разного уровня квалификации.
Методика и организация исследования. Разработана автоматизированная система сбора и дифференцированной оценки подготовленности пловцов (АССОПП). Центральным звеном функционирования этой системы является методика дифференцированной оценки функциональной и специальной физической подготовленности пловцов на разных этапах многолетней подготовки.
Результаты исследования и выводы. Структура автоматизированной системы состоит из компонента «ручных процессов» и компонента «автоматических процессов». Компонент «ручных процессов» объединяет процесс дифференцированной диагностики уровня подготовленности пловцов и процесс ввода данных. Компонент «автоматизированных процессов» объединяет ряд процессуальных действий, осуществляемых при помощи специализированного компьютерного программного обеспечения: нормализация всех вводимых показателей (приведение к единой шкале), дифференцированная оценка каждого введенного показателя, расчет интегративной (средней) оценки всей совокупности введенных показателей, ранжирование и сравнение оценок отдельных показателей, ранжирование и сравнение интегративных оценок, визуализация оценок всех модальностей, сбор и архивация информации в банке данных, выдача информации пользователям. Отмечается, что автоматизированная система сбора и дифференцированной оценки подготовленности пловцов позволяет в режиме удаленного доступа осуществлять сбор и дифференцированную оценку функциональной и специальной физической подготовленности пловцов разного уровня квалификации.

Ключевые слова: автоматизированная система, дифференцированная оценка, пловцы, специальная физическая подготовленность, функциональная подготовленность.

Литература

  1. Авдиенко В.Б. Управление тренировкой пловца: монография. / В.Б. Авдиенко, И.Н. Солопов. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2023. – 696 с.
  2. Керимов Ф.А. Организация мониторинга физической, функциональной подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов высокого класса / Ф.А. Керимов, О.В. Гончарова // Спорт, Человек, Здоровье: Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 08–10 декабря 2021 года. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. – С. 86-88.
  3. Лебедев Г.С. Построение информационной системы динамического наблюдения за состоянием здоровья спортсменов / Г.С. Лебедев, П.И. Лидов, Н.М. Котов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-4. – С. 697-702.
  4. Мищенко В.С. Эргометрические тесты и критерии интегральной оценки выносливости / В.С. Мищенко // Спортивная медицина. – 2005. – № 1. – С. 42-52.
  5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения/ В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  6. Погосян Т.А. Инновационная программа комплексного мониторинга функциональной тренированности спортсменов «Чемпион» с использованием компьютерных технологий / Т.А. Погосян, И.А. Рубинштейн, М. М. Погосян // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11. – № 1. – С. 79-88.
  7. Синявский Н.И. Применение онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» для целенаправленного ориентирования школьников для занятий определенным видом спорта / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.В. Власов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 5. – С. 47-49.
  8. Солопов И.Н. Методологические основы дифференцированного контроля и оценки специальной физической и функциональной подготовленности пловцов на разных этапах многолетней спортивной тренировки / И.Н. Солопов, В.Б. Авдиенко, Т.Г. Фомиченко, И.В. Бганцева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 9-11.
  9. Солопов И.Н. Структура и алгоритм дифференцированной диагностики и оценки специальной физической и функциональной подготовленности пловцов / И.Н. Солопов, Т.Г. Фомиченко, В.Б. Авдиенко, И.В. Бганцева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – №11. – С. 93-95.
  10. Фурсов А.В. Организация педагогического контроля физической подготовленности обучающихся на основе применения онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, В.В. Власов, Н.Н. Синявский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (175). – С. 310-315.
  11. Фурсов А.В. Автоматизированный онлайн-сервис для мониторинга и коррекция физической подготовленности населения на основе ВФСК ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева, Тюмень, 16–17 октября 2017 года. – Тюмень: ВекторБук, 2017. – С. 78-81.
  12. Эрлих В.В. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов / В.В. Эрлих, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 52-66.
  13. Morrow J.R., Jackson A.W., Disch J.G., Mood D.P. Measurement and evalution in Human Performance. Human Kinetics Publishers, 1995. 416 p.