«Мягкое» увольнение как способ разрешения конфликта в коллективах кафедр физического воспитания

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Скрыгин1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Галочкин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – оценить «мягкое» увольнение как технологию оптимального управления педагогическими кадрами кафедры физического воспитания.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 36 сотрудников кафедры физического воспитания. Из них: 17 мужчин и 19 женщин. После выявления трудового конфликта на кафедре по методике Л.Г. Почебут произведена оценка агрессивности всех членов педагогического коллектива. Через некоторое время во время конкурсного отбора намеренно не производилась пролонгация трудового договора с той частью сотрудников, поведение которых отличалось высоким уровнем агрессии. В процессе конкурсного отбора на место ушедших педагогов пришло такое же количество специалистов, чей уровень агрессии определялся по аналогичной методике. После разрешения конфликта проводился повторный анкетный опрос всех сотрудников на предмет оценки уровня агрессии обновленного состава трудового коллектива и вероятности возникновения нового конфликта.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что провоцирование трудового конфликта осуществляется сотрудниками с высокими показателями агрессии при незначимом влиянии сотрудников со средними показателями. Ротация педагогического состава кафедры с применением «мягкого» увольнения и приглашением в коллектив сотрудников со средним и низким уровнем агрессии снижает вероятность возникновения трудового конфликта, налаживает конструктивное взаимодействие педагогов.

Ключевые слова: трудовой конфликт, «мягкое увольнение», уровень агрессии.

Литература

  1. Алексеева Н.А. Динамика агрессивного поведения спортсменов-студентов разных видов спорта и квалификации / Н.А. Алексеева, В.В. Находкин // Спортивный психолог. – 2019. – № 1 (52). – С. 51-55.
  2. Зиновьев Н.А. Особенности профессиональных деформаций преподавателей физической культуры / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, Г.В. Солдатова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 283-286.
  3. Куприянчук Е.В. Особенности профессионального эмоционального выгорания у специальных педагогов: сравнительный контекст / Е.В. Куприянчук // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 10 (66). - С. 660-669.
  4. Ларионов В.Г. Типы и функции трудовых конфликтов. Управление трудовыми конфликтами / В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников // Российское предпринимательство. – 2003. – № 5. – С. 50-54.
  5. Мусаева А.З. Практика управления трудовыми конфликтами в организации / А.З. Мусаева, З.М. Маккашарипова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 9 (134). – С. 799-802.
  6. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь. 2003. – 452 с.
  7. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы: учебное пособие для вузов / Л.Г. Почебут. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт, 2023. – 153 с.
  8. Скрыгин С.В. Особенности влияния фактора внутренней агрессии на социализацию спортсменов после завершения карьеры / С.В. Скрыгин, П.В. Галочкин, А.Л. Юрченко и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 116-118.
  9. Скрыгин С.В. Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе / С.В. Скрыгин, А.Л. Юрченко, И.В. Никишин и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 53-55.
  10. Скрыгин С.В. Психические особенности тренеров в области юношеского спорта / С.В. Скрыгин // Экстремальная деятельность человека. – 2019. - № 1 (59). – С. 43-46.
  11. Степанова Л.П. Трудовой спор и трудовой конфликт / Л.П. Степанова, Ф.А. Чельдиева // В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие. – 2017. – С. 191-194.
  12. Шагарова И.В. Особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза / И.В. Шагарова, М.М. Хорошевская // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2012. – № 1. – С. 43-50.