Дистанционное управление подготовкой спортсменов к участию в соревнованиях

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ю. Иванов
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – обосновать возможности дистанционного управления со стороны тренера подготовкой спортсмена к участию в соревнованиях и коррекцию его действий в ходе соревнований.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в 2019-2023 гг., в нем приняли участие личные ученики автора в возрастных группах 14-16, 16-18 лет, 18-20 лет, участники всероссийских и международных соревнований по теннису. В ходе исследования решались следующие задачи: дифференцировать ситуации подготовки теннисиста к турниру и участия в соревнованиях, спортсменам предлагались психолого-педагогические варианты индивидуальных рекомендаций и совместный анализ их со спортсменом и его родителями, участие в дистанционной коррекции действий спортсмена и его родителей в период соревнований со стороны тренера.
Результаты исследования и выводы. На основе полученных данных авторами сформулированы предложения по корректировке системы индивидуализации тренировочного процесса, включающие комплекс упражнений на площадке, приближающие тренировочный процесс к соревновательному, и вне спортивных тренировок, в обычной повседневной жизни. Подобная работа становится возможной только при формировании коллегиальных отношений с родителями учеников, основанных на взаимном доверии и профессиональном уважении.

Ключевые слова: психолого-педагогическая работа, тренер, родители, теннисист.

Литература

  1. Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе / А.В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2005. – 112 с.
  2. Виноходова А. Г. Психологическая подготовка / А.Г. Виноходова, В.И. Гущин, Т.С. Иванова // Теннис: учеб. для вузов физ. культуры. – М., 2011. – Ч. 2. – С. 115–158.
  3. Иванов Л.Ю. Взаимодействие тренера-капитана и спортсменов в теннисе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Ю. Иванов; РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) – М., 2011. – 122 с.
  4. Иванов Л.Ю. Повышение эффективности предсоревновательного процесса и соревновательной деятельности теннисистов за счет учета их индивидуально-психологических особенностей / Л.Ю. Иванов // Материалы Европейского научно-методического симпозиума по теннису (17-19 октября 2010г.). – М., 2010. – С. 30-31.
  5. Иванов Л.Ю. Особенности управленческой и психолого-педагогической деятельности тренера-капитана студенческих сборных команд России по теннису в процессе подготовки и участия во Всемирных универсиадах / Л.Ю. Иванов // Заметки ученого, Ростов-на-Дону. – 2022. – № 1. – С. 34-38.
  6. Иванова Т.C. Теннис. Теория и практика подготовки юных теннисистов. (Учебное пособие) / Т.C. Иванова, В.П. Губа, Л.Ю. Иванов, А.Б. Самойлов. – М.: Советский спорт, 2021. – 176 с.
  7. Лоер Д. Сохранение техники в условиях прессинга / Д. Лоер, Т. Галликсон // Теннис мирового класса. – М.: ЭКСМО, 2004. – С. 145-162.
  8. Родионов А.В. Общая психологическая подготовка спортсмена высокого класса / А.В. Родионов // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к Олимпийским играм: материалы Международной конференции. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 2004. – С.21-26.
  9. Родионов А.В. Практика психологии спорта / А.В. Родионов. – Ташкент, LiderPress, 2008. – 235 с.
  10. Сопов В.Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности. (Методические рекомендации по курсу «Психология физической культуры и спорта») / В.Ф. Сопов. – М.: РГУФК, 2004. – 32 с.
  11. Тарпищев Ш.А. Стресс рождает чемпионов / Ш.А. Тарпищев. – М.: Изд-во «Квант», 2022. – 277 с.