Доминирующие факторы мотивации студентов-первокурсников на систематические занятия по физической культуре

ˑ: 

О.И. Леонтьев1
Л.А. Свиригина1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Тагирова1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Цель исследования – установка доминирующих факторов и причин, влияющих на мотивацию студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Методика и организация исследования. Предметом эксперимента стала мотивация обучающихся студентов 1-го курса институтов и юридического факультета, входящих в состав Казанского федерального университета (КФУ), к занятиям физической культурой и спортом. Прикладное исследование проводилось для выработки стратегии управления образовательным процессом в конкретном институте с учетом доминирующих факторов мотивации у первокурсников.
Результаты исследования и выводы. Анализ эмпирических данных показал, что определяющей причиной мотивации первокурсников разных институтов и юридического факультета, входящих в состав КФУ к занятиям физической культурой и спортом на сегодняшний день является возможность самостоятельно выбирать вид физической активности (65,2% – 2022 г., 58% – 2023 г.). Ключевыми факторами также являются: наличие современной спортивной базы (14,2% – 2022 г., 20,5% – 2023 г.) и личность преподавателя (12,1% – 2022 г. и 13,2% – 2023 г.). Полученные результаты мониторинга, их анализ и обсуждение были положены в основу выработки стратегии организации образовательного процесса на общеуниверситетской кафедре физического воспитания и спорта КФУ. Использование результатов исследования в выборе стратегии работы с учащейся молодежью подтвердили значимость данной работы.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, студенты, доминирующие факторы, стратегия.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
  2. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006. – 230 с.
  3. Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности в вузе / Е.Н. Галкина // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Т. 5. – № 2 http://mir-nauki.com / PDF/55PDMN217.pdf (доступ свободный).
  4. Гут Ю.Н. Особенности мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей на разных этапах обучения / Ю.Н. Гут // Психолого-педагогический поиск. – 2022. – № 2 (2). – С. 100-106.
  5. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 73-78.