Развитие выносливости занимающихся спортивным ориентированием в вузе средствами беговой нагрузки разной интенсивности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Кадомцева1
Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова2
Кандидат технических наук, доцент Т.Н. Поборончук2
Т.А. Трифоненкова2

1Красноярский государственный медицинский университет имени В.Ф. Войно-Ясенецкого
2Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева

Цель исследования – теоретически обосновать методику совершенствования выносливости обучающихся спортивному ориентированию в учебно-тренировочном процессе в вузе.
Методика и организация исследования. Для достижения высоких результатов в спортивном ориентировании необходимо развивать выносливость, потому что именно это физическое качество вносит наибольший вклад для успешного преодоления протяженных дистанций, сложных по рельефу местности.
Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности методики для повышения физической работоспособности обучающихся в учебно-тренировочном процессе по спортивному ориентированию. Определены критерии развития физической работоспособности студентов, обучающихся в вузах, разработаны методические условия эффективного применения спортивного ориентирования как средства профессионально-прикладной физической подготовки. Значительная, но невысокой интенсивности нагрузка, которую получали обучающиеся, преодолевая учебные дистанции на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию, способствовала развитию выносливости и повышению физической работоспособности. Результаты исследования показали, что занятия спортивным ориентированием позволяют с успехом развивать общую и специальную выносливость на протяжении обучения в вузе. Общую работоспособность (PWC170) тестировали с применением степ-теста и оценкой ЧСС до начала и в конце эксперимента.

Ключевые слова: выносливость, обучающиеся, спортивное ориентирование, работоспособность, тренировочный процесс.

Литература

  1. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов / Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 5. – С. 91-92.
  2. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 2. – С. 2-6.
  3. Мартиросова Т.А. Формирование ключевой двигательной компетентности человека посредством воспитания и совершенствования выносливости как физического качества / Т.А. Мартиросова // Физическое воспитание студентов. – Изд-во: Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины. Харьков. – 2010. – № 1. – С. 83-86.
  4. Поборончук Т.Н. Совершенствование выносливости обучающихся в учебно-тренировочном процессе по спортивному ориентированию. Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики / Т.Н. Поборончук, Т.А. Мартиросова. // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред.: А.А. Тащиян, В.М. Баршай, Т.А. Степанова. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 263-268.
  5. Тимошкин В.Н. Структура двигательной активности студентов и ее совершенствование в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н. Тимошкин. – Москва, 1993. – 24 с.
  6. Трифоненкова Т.А. Повышение уровня физической работоспособности обучающихся в учебно-тренировочном процессе по спортивному ориентированию в вузе / Т.А. Трифоненкова, Т.Н. Поборончук, Т.А. Мартиросова, А.С. Горбачев // Современный ученый. – 2021. – № 1. – С. 136-141.