Классификация игровых средств и их эффективность в процессе технико-тактической подготовки футболистов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Шагин
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – классифицировать игровые средства тренировки и оценить их эффективность в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в два этапа на базе СШОР «Юность-Москвы», «Спартак-2», г. Москва. Первый этап предусматривал обоснование классификационных признаков игровых тренировочных средств, направленных на повышение технико-тактического мастерства юных футболистов. Второй этап заключался в оценке эффективности игровых средств в экспериментальных условиях. В качестве испытуемых выступили футболисты 10-12 лет, осуществляющие подготовку на этапе спортивной специализации. В последовательном констатирующем и формирующем педагогическом эксперименте осуществлялась проверка эффективности применяемых в подготовке юных футболистов игровых средств, направленных на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства, которые были предварительно классифицированы по сходным признакам.
Результаты исследования и выводы. Обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий юных футболистов в тренировочном процессе предусматривает применение различных средств подготовки, среди которых игровые упражнения должны занимать одно из ведущих мест, так как обеспечивают надежное формирование двигательных навыков. Достижение высокой результативности технико-тактической подготовленности в ходе соревновательного поединка может косвенно свидетельствовать об эффективности применения игровых средств, которые должны быть классифицированы по сходным признакам, что позволяет более качественно выстроить спортивную тренировку в годичном цикле.

Ключевые слова: футбол, юные спортсмены, игровые средства тренировки, классификация, технико-тактическая подготовка, двигательные действия.

Литература

  1. Антипов А.В. Анализ показателей технико-тактических действий юных футболистов на основе результатов сыгранных матчей / А.В. Антипов, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 1. – С. 66-67.
  2. Губа В.П. Стратегия подготовки спортивного резерва по игровым видам в современных вызовах российского спорта / В.П. Губа, А.В. Родин, Л.В. Булыкина, А.В. Антипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 5. – С. 2-6.
  3. Губа В.П. Футбол и футзал. Технологии отбора и подготовки: монография / В.П. Губа, А.В. Антипов, П.В. Макеев. – М.: Проспект, 2022. – 224 с.
  4. Полишкис М.М. Тренировочный процесс как отражение тенденций современной соревновательной деятельности / М.М. Полишкис // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 2. – С. 38-40.
  5. Родин А.В. Концепция индивидуальной тактической подготовки спортсменов в игровых видах / А.В. Родин // Спорт, Человек, Здоровье: материалы XI Международного конгресса; под редакцией С.И. Петрова. СПб., 2023. – С. 187-190.
  6. Шагин Н.И. Специальные подвижные игры в многолетней подготовке юных футболистов: учебно-методическое пособие / Н.И. Шагин. – М.: Спортивная книга, 2020. – 160 с.