Совершенствование технико-тактической подготовки юных шахматистов: теоретические и практические аспекты

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров
Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – выявить особенности и дать практические рекомендации по организации технико-тактической подготовки юных шахматистов в системе дополнительного образования детей.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент и наблюдение проводились с января по декабрь 2023 г. в городском округе Мытищи Московской области. Численность экспериментальных групп была по 15 человек, возраст участников эксперимента – 6-9 лет. Динамика технико-тактической подготовки оцениваласть по методически специально разработанным блокам задач, специальным компьютерным шахматным программам и решением заданий на шахматном сервере lichess.org и портале stepchess.ru. Контрольные измерения производились ежемесячно с сентября 2023 по январь 2024 г. В параллельном эксперименте, целью которого было выявление оптимальных методов организации технико-тактической подготовки юных шахматистов, использовались различные виды секционной работы в системе дополнительного образования детей.
Результаты исследования и выводы. Успешная реализация раздела технико-тактической подготовки и достижение высоких спортивных результатов юных шахматистов детерминирована вариативным применением технологий проектирования дидактических средств обучения, методов и форм, а также обеспечением системного психолого-методического сопровождения и психолого-педагогического контроля обучающихся. Эффективность реализации технико-тактической подготовки юных шахматистов в годичном цикле была подтверждена выпонением разрядных норм у 62% испытуемых и достижениями на муниципальных, региональных и всероссийских соревнованиях.

Ключевые слова: шахматы, преподавание шахмат, дидактические средства обучения.

Литература

  1. Коневских О.В. Профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования / О.В. Коневских // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 1. – С. 125-130.
  2. Масляев В.В. Критерии оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности / В.В. Масляев, М.А. Соломченко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 1. – С. 62-69.
  3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы [Электронный ресурс] // Федерация Шахмат России [Офиц. сайт]. URL: https://ruchess.ru/federation/documents/ (дата обращения: 26.03.2024).
  4. Эзри Г.К. Шахматы как философско-антропологическая проблема / Г.К. Эзри // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 4-3 (79). – С. 153-156.