Искусственный интеллект в обеспечении первой и второй сигнальных систем полисенсорной информацией для точной координации действий волейболистов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Бажев1
кандидат педагогических наук, доцент А.А. Хежев1
А.А. Бажев1

1Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ), Нальчик

Цель исследования – обосновать применение искусственного интеллекта в управлении процессом точной координации действий волейболистов.
Методика и организация исследования. В научной работе применялась технология планирования и мониторинга динамики развития точности координации компонентов первой и второй сигнальных систем, успешности технико-тактических действий волейболистов в условиях занятий и соревнований.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что использование искусственного интеллекта как технологии управления учебным процессом по волейболу позволило создать условия вариативности, повысить координацию функциональных и двигательных систем; развить способности к координации в ведущих сенсорных системах; стимулировать развитие познавательно-интеллектуальных качеств, сопровождая действия объективной и срочной информациейвторой сигнальной системы; обеспечить эффективное повышение точности технико-тактических действий и соревновательно-игровой напряженности.

Ключевые слова: искусственный интеллект, первая и вторая сигнальные системы, сенсорная информация, точность координации, полезный результат.

Литература

  1. Басыбекова К.Е. О соотношении элементарных уровней регуляции зрительно-моторной координации: автореф. дисс. … канд. псих. наук / К.Е. Басыбекова. – М., 1987. – 19 с.
  2. Бережная Е.К. О роли зрительной обратной связи в точных движениях // Управление движениями / Е.К. Бережная. – М.: АН СССР, 1970. – С. 142-146.
  3. Братчиков Э.Я. Развитие быстроты и точности распознания ситуаций сигнального значения с формированием адекватных действий посредством технических устройств: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Э.Я. Братчиков. – М., 1981. – 24 с.
  4. Кехайов А.Н. Пространство, время, движение: вестибулярные, зрительные и слуховые перцепции / А.Н. Кехайов. – София: Медицина и физкультура, 1978. – 85 с.
  5. Кушников Е.Е. Специфические двигательные реакции волейболистов и их совершенствование методом срочной информации: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.Е. Кушников. – Л., 1978. – 27 с.
  6. Мармазинская П.Е. Роль второсигнальных связей в дифференциации времени: автореф. дисс. … канд. псих. наук / П.Е. Мармазинская. – Одесса, 1970. – 25 с.
  7. Сухорева Н.С. Формирование адекватных установок в процессе обучения двигательным действиям: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.С. Сухорева. – СПб., СПб. Госуд. Акад. Культуры, 1996. – 22 с.
  8. Хаупшев М.Х. Технология компьютерного мониторинга развития точности координации технико-тактических действий волейболистов / М.Х. Хаупшев, А.А. Хежев, Э.Б. Яхутлова, Г.А. Панченко // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5.– С. 85-87.
  9. Хаупшев М.Х. Проектирование информационной образовательной технологии эффективного управления физическим воспитанием студентов (элективный вид волейбол). / М.Х. Хаупшев, А.А. Тумов, Р.В. Гурфова // Программа для ЭВМ / Свидетельство программы для ЭВМ № 2023616017. 21.03.2023 г.