Управление тренировочным процессом в кроссовых видах ориентирования на основе типовых модельных характеристик соревновательной деятельности и должных норм специальной подготовленности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.С. Воронов1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Обвинцев1
Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гурский1
Доктор педагогических наук, доцент К.Н. Ефременков1
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Цель исследования – экспериментальное обоснование методики управления тренировочным процессом юных спортсменов-ориентировщиков на основе использования типовых модельных характеристик соревновательной деятельности и должных норм специальной подготовленности.
Методика и организация исследования. В научной работе анализировалась научно-методическая литература, документы отчета и планирования. Также был проведен опрос, в котором приняли участие квалифицированные спорт­смены (МС-КМС), специализирующиеся в кроссовых видах ориентирования, и тренеры различной категории.
Результаты исследования и выводы. Разработаны и теоретически обоснованы модельные характеристики для спортсменов 13-18 лет, специализирую­щихся в ориентировании бегом. Внедрение полученных модельных характеристик в деятельность спортивных школ позволило значительно повысить эффективность формирования технико-тактического мастерства спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего тренировочного процесса.

Ключевые слова: управление тренировочным процессом, кроссовые виды спортивного ориентирования, компоненты специальной подготовленности,
модельные характеристики.

Литература

  1. Воронов Ю.С. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 54-58.
  2. Воронов Ю.С. Интеллектуальные способности спортсменов-ориентировщиков и их роль в прогнозировании предрасположенности к спортивной деятельности / Ю.С. Воронов, Д.С. Якушев, В.В. Воронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2 (204). – С. 85-90.
  3. Кизько А.П. Научные основы планирования спортивной тренировки: новый методологический подход / А.П. Кизько // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 24-26.
  4. Сидорова В.В. Моделирование учебно-тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации / В.В. Сидорова // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Межд. науч. конф. – Донецк: ДНУ, 2019. – С. 201-204.
  5. Ширковец Е.А. Общие положения оперативного управления тренировкой в спорте высших достижений / Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 47-49.
  6. Gueorgiou M. The Winning eye. How to succeed through map reading. Michel Gueorgiou. Doune: HARVEY Maps publ., 2018. 110 p.