Динамика двигательной активности студентов в семестровом цикле

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Щербин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Е. Егоров1
Доцент А.В. Бодакин1
1Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – выявить динамику объема двигательной активности студентов в семестровом цикле.
Методика и организация исследования. Изучение динамики объема двигательной активности проводилось среди студентов Московского политехнического университета г. Москвы. В исследовании приняло участие 480 студентов 1-го курса. Исследование проводилось в течение первого семестра 2023-24 учебного года и были использованы следующие методы: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы; шагометрия; статистическая обработка полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных в ходе исследования данных позволил выявить общую и для девушек, и для юношей негативную динамику объема двигательной активности. Самые высокие показатели среднесуточной двигательной активности студентов были зафиксированы в начале семестра, а самые низкие показатели отмечались в конце семестра, во время сессии и в январе. Средние показатели суточной шагометрии за весь семестр выше у девушек, чем у юношей.
Полученные результаты позволили констатировать различия в объеме двигательной активности студентов (юношей и девушек) в суточном, недельном и месячном циклах. Снижение объема среднесуточной, средненедельной и среднемесячной двигательной активности характерны для всех студентов. Динамика объема двигательной активности юношей и девушек в семестровом цикле имеет негативный тренд, отмечается постепенное снижение количества локомоций, выполняемых студентами от месяца к месяцу.

Ключевые слова: двигательная активность, шагометрия, семестр, студенты.

Литература

  1. Головина Е.А. Оценка физического состояния студентов первого курса / Е.А. Головина, Ю.В. Гуренко, О.Б. Томашевская, С.С. Романов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. – Вып. 9. – С. 14-20.
  2. Грачев А.С. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей / А.С. Грачев, Е.В. Гавришова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 176.
  3. Кулешова М.В. Двигательная активность как средство социализации студентов / М.В. Кулешова, О.Г. Румба, А.А. Горелов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. – 2016. – Т. 21. – № 3-4 (155-156). – С. 79-88.
  4. Минникаева Н.В. Формированиефизическогоздоровьястудентоввузасредствамифизическоговоспитания / Н.В. Минникаева, С.А. Тюкалова, М.В. Апарина и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 24.
  5. Момент А.В. Характеристика физической активности студентов ПсковГУ / А.В. Момент // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. – № 2 (40). – С. 31-36.
  6. Плешаков А.А. Применение специализированных игровых средств в физкультурно-оздоровительных занятиях со студентами технического университета / А.А. Плешаков, Ю. С. Жемчуг, А. В. Родин и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 12. – С. 65-66.
  7. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guide lines on physical activity and sedentary behaviour: ataglance]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  8. Шепляков А.С. Применение индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов / А.С. Шепляков, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 54-56.
  9. Kolokoltsev, M.M., Iermakov S.S., Tretyakova N.V., Kraynik V.L., Romanova E.V. Physical activity as a factor to improve the quality of student life. Obrazovanie I Nauka-Education and Science. 2020. Vol. 22, is. 5. pp. 150-168.
  10. Usatov A.N., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Balysheva N.V. Vzaimosvyaz energozatrat i ikh vospolneniya v zavisimosti ot dvigatelnoy aktivnosti i mestaprozhivaniya studentov [The relationship of energy costs and their replenishment, depending on the physical activity and place of residence of students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 7. pp. 30-32.