Психофизиологические особенности спортсменов-подростков циклических видов спорта

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.В. Ведерникова1
Доктор политических наук, доцент Т.В. Бугайчук2
Кандидат педагогических наук, доцент Р.Р. Галиев3
Аспирант А.С. Колодкин1
1Вятский государственный университет, Киров
2Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль
3Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – выявить психофизиологический статус спортсменов-подростков, занимающихся циклическими видами спорта.
Методика и организация исследования. В работе оценивались психофизиологические характеристики 85 спортсменов-подростков циклических видов спорта: биатлон, конькобежный спорт и плаванье с использованием устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 – «Психофизиолог». Также определяли уровень реактивной и личностной тревожности.
Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования позволили получить психофизиологический портрет спортсменов-подростков, занимающихся циклическими видами спорта. Нами показано, что биатлонисты имели лучшую эффективность работы, силу и выносливость нервных процессов. У пловцов процессы торможения преобладали над процессами возбуждения и отличались большей подвижностью. Число точных реакций у исследуемых нами спортсменов оказалось ниже возрастной нормы, что связано с низкой динамикой соревновательной ситуации в этих видах спорта. Таким образом, полученные данные могут использоваться в тренировочном процессе, и при подготовке спортсменов-подростков циклических видов спорта к соревнованиям.

Ключевые слова: психофизиологические характеристики, спортсмены-подростки, циклические виды спорта.

Литература

  1. Гиренко Л.А. Психофизиологические показатели здоровья «лыжников-гонщиков» пубертатного возраста / Л.А. Гиренко, М.С. Головин, Р.И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 97-103.
  2. Максименко И.Г. Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И.Г. Максименко, А.В. Воронков, Л.В. Жилина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 1. – С. 11-12.
  3. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / под ред. Б.Ф. Ломова / В.Д. Небылицын. – М.: Педагогика, 1990. – 403 с.
  4. Никитушкин В.Г. Физическое воспитание в школе. Легкая атлетика: учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Г.Н. Германов. М.: Физическая культура, 2014. – 250 с.
  5. Нопин С.В. Теппинг-тест как показатель эффективности, силы и выносливости нервной системы у спортсменов различных видов спорта / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина, Ю.В. Кушнарева // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 2. – С. 86-90
  6. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. М.: Издательство Юрайт, 2014. – 367 с.
  7. Чесноков Н.Н. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва / Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов. М.: Физическая культура, 2016. – 136 с.