Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры, совмещающих обучение в вузе с тренерской работой

ˑ: 

Г.В. Батуркина1
Кандидат психологических наук, доцент Т.П. Будякова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявление характера и полноты осознания необходимости психолого-педагогических знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности в сфере физической и спортивной подготовки у студентов, совмещающих учебу с тренерской работой или активно участвующих в соревнованиях.
Методика и организация исследования. Участниками анкетирования выступили 40 студентов, распределенных по двум группам. Первая группа – это студенты, работающие тренерами (20 человек), вторая группа – студенты, обучающиеся по индивидуальному плану в связи с частым участием в спортивных соревнованиях (20 человек).
Результаты исследования и выводы. Было установлено, что тренерский опыт и участие в соревнованиях не обеспечивают полноценной психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности обучающихся по спортивно-педагогическим направлениям, если они пропускают занятия в вузе. Профессиональная спортивная и тренерская деятельности не могут заместить теоретическую и практическую подготовку непосредственно в вузе. Более всего осознаются психологические проблемы, связанные с эмоционально-волевой регуляцией, и педагогические проблемы организации учебного процесса.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, тренерская работа, спортивная деятельность, осознание потребностей, эмоционально-волевая регуляция.

Благодарность. Авторы выражают благодарность ректору ЕГУ им. И.А. Бунина за финансовую поддержку настоящего исследования.

Литература

  1. Батуркина Г.В. Жертвенность ради спорта как виктимное свойство личности спортсмена / Г.В. Батуркина, Т.П. Будякова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 70-71.
  2. Решетовский А.М. Профессиональные коммуникации с сфере физической культуры и спорта / А.М. Решетовский // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. – Могилев, 2020. – С. 186-190.
  3. Barker H.M. Global-Service Learning and Student-Athletes: A Model for Enhanced Academic Inclusion at the University of Washington // Annals of Global Health. 2016. Vol. 82. Is. 6. November–December. pp. 1070-1077.
  4. McCullogh N., Allen G., Boocock E., Peart D.J., Hayman R. Online learning in higher education in the UK: Exploring the experiences of sports students and staff. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2022. Vol. 31. November. 100398.
  5. Mononen M., Havu-Nuutinen S., Haring M. Student teachers experiences in teaching practice using team teaching in flexible learning space. Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 125. April. 104069.