Онтологический подход в развитии прогностических способностей будущих спортивных тренеров

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Бугаева1
Аспирант Е.Ю. Шатохин1
Е.Ю. Дониченко1

1Донецкий государственный университет, Донецк

Цель исследования – актуализация применения онтологического подхода в развитии прогностических способностей будущих спортивных тренеров.
Методика и организация исследования. В статье обосновывается применение онтологического подхода в процессе развития прогностических способностей будущих тренеров, что включает в себя не только передачу прогнозных знаний, но и формирование ценностей, развитие личностных качеств и их социально-профессиональную адаптацию к профессиональной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Показано, что онтологический подход определяет проблему развития профессиональных качеств преподавателя и обучающегося в тренировочном пространстве, основываясь на логике их общих смыслов в деятельности. В данном контексте субъектом тренировочных и соревновательных процессов, а также объектом будущей профессиональной деятельности, рассматривается сущностная личность, определяющая его спортивно-тренировочное и спортивно-состязательное существование.

Ключевые слова: спортивный тренер, онтологический подход, прогностическая способность, профессиональная подготовка.

Литература

  1. Долятовский В.А. Онтологический подход к процессам и системам обучения и образования / В.А. Долятовский, Я.В. Гамалей // Образовательные технологии. – 2018. – № 3. – С. 76-106.
  2. Зинченко Ю.П. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: Векторы развития / Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер. // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – № 3. – С. 11-35.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. 3-е издание / Л.И. Лубышева. – М.: Спорт, 2010. – 270 с.
  4. Менделевич В.Д. Роль прогностической компетентности и интуитивности в механизмах неврозогенеза / В.Д. Менделевич, А.С. Граница // Экология человека. – 2019. – № 12. – С. 40-45.
  5. Оденбах И.А. Педагогические подходы обучения и воспитания в современном высшем образовании / И.А. Оденбах, В.Г. Удовин // Оренбургский государственный университет. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1124/1/444-447.pdf?ysclid=loacjrh...
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: Успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 351 с.
  7. Шанкина С.В. Научно-педагогические подходы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями средствами бального танца / С.В. Шанкина, Е.Ю. Шушпанова, И.И. Путрашик // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2020. – Т. 25. – № 187. – С. 104-109.