Роль тренировок по спортивной гимнастике в социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями

ˑ: 

Кандидат педагогических наук И.В. Новиков
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Цель исследования – оценка влияния занятий спортивной гимнастикой на социальную адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 20 девочек 7-9 лет. В контрольной группе девочки занимались по традиционной программе по адаптивной физической культуре, в то время как в экспериментальной группе девочки занимались спортивной гимнастикой. Для определения влияния занятий на процесс социальной адаптации было проведено наблюдение за социальным взаимодействием участников эксперимента, детей контрольной и экспериментальной группы до и после исследования.
Результаты исследования и выводы. После 12 недель эксперимента девочки экспериментальной группы начинают превосходить своих сверстников по показателям социальной адаптации. Полученные результаты мы связываем с применением в экспериментальной группе занятий спортивной гимнастикой. Проведение тренировок способствовало развитию речи и коммуникабельности детей, повышается способность к восприятию окружающих людей, как взрослых, так и детей.
Проведенное исследование может быть полезно тренерам по адаптивным видам спорта. Проведение занятий спортивной гимнастикой с направленностью на развитие речевых навыков и навыков коммуникации способствует повышению качества социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивный спорт, спортивная гимнастика, дети с интеллектуальными нарушениями, гимнастические упражнения, речевые навыки, методика тренировки.

Литература

  1. Арнст Н.В. Коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта / Н.В. Арнст, Т.А. Мартиросова, А.А. Мельничук // Ученые записки университета Лесгафта. – 2022. – № 6 (208). – С. 27-33.
  2. Белоусова М.В. К вопросу о физической подготовке детей с отклонениями в состоянии здоровья / М.В. Белоусова, Т.И. Орехова, Е.В. Стрижакова, А.В. Воронков, Л.А. Кадуцкая // Экономика и социум. – 2020. – № 1 (68). – С. 986-991.
  3. Данилова О.В. Готовность педагогов общеобразовательных организаций к работе по социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием в условиях инклюзивного образования / О.В. Данилова, Е.Ю. Борисова, И.Б. Козина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 6. – С. 52.
  4. Данилова О.В. К вопросу о готовности педагогов к решению задачи социализации детей с интеллектуальным недоразвитием в условиях инклюзивного образования / О.В. Данилова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 8 (24). – С. 205-210.
  5. Омаров Э. Социализация и спорт в современном мире / Э. Омаров // Вестник науки. – 2023. – № 6 (63). – С. 1353-1356.
  6. Федулова Д.В. Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью / Федулова Д.В., Рогалева Л.Н., Серова Н.Б. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – № 2. – С. 211-217.
  7. Халилова М.Г. Социализация детей с нарушением интеллекта / М.Г. Халилова // Вестник СПИ. – 2022. – № 1 (41). – С. 62-64.
  8. Шеховцова Е.А. Формирование навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Е.А. Шеховцова, Я.И. Гостунская, А.В. Трущелева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 335-338.