Актуальные модели динамики объема средств циклической нагрузки в процессе реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор А.Г. Баталов1
Аспирант Ф.С. Потапов1
Аспирант Ду Фэнкуй1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования − разработка актуальных моделей динамики объема средств циклической нагрузки в многолетней подготовке юных лыжников-гонщиков.
Методика и организация исследования. При разработке модельных характеристик динамики ОСЦН в многолетней подготовке лыжников определялся объем циклических средств подготовки – кроссовой (в том числе с имитацией), лыжероллерной, лыжной, в возрастном диапазоне юных лыжников с 9 до 18 лет включительно. Всего обработано около 9000 данных.
Методика и организация исследования. Представлена прогностическая модель «чемпиона», разработанная на основе характеристик объема средств циклической нагрузки (км), выполненной А. Большуновым в 18 лет. В этом возрасте его общий ОСЦН составил 8454 км (658 ч), объем кроссовой подготовки (в том числе с имитацией) – 2209 км, лыжероллерной – 2533 км, лыжной – 3712 км. Эти показатели предлагается рассматривать как модельные характеристики целевого уровня годового ОСЦН на заключительной стадии подготовки спортивного резерва в лыжных гонках.
Полученные характеристики могут быть использованы в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки».

Ключевые слова: лыжники-гонщики, многолетняя подготовка, циклические средства тренировки, модельные характеристики.

Литература

  1. Баталов А.Г. Особенности построения спортивной подготовки лыжников-гонщиков 15-16 лет / А.Г. Баталов, С.Е. Никонов, М.Е. Бурдина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – Т. 17. № 4. – C. 45-49.
  2. Баталов А.Г. Соревновательная практика в многолетней системе подготовки трехкратного чемпиона Олимпийских игр 2022 года (КНР, Пекин) Александра Большунова / А.Г. Баталов, М.Е. Бурдина, Ду Фэнкуй // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – Т. 18. – № 2. – C. 51-57.
  3. Зайцева О.А. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки». М.: Московская академия лыжных гонок и биатлона. – 2023. – 46 с.
  4. Квашук П.В. Лыжные гонки: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П.В. Квашук, Л.Н. Бакланов, О.Е. Левочкина. – М.: Советский спорт. – 2003. – 72 с.
  5. Платонов В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов // Настольная книга тренера: в 2 т. М.: Принтлето. 2021. № 1. – 592 с.
  6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»: офиц. текст. М.: Минспорта России, 2022. – 28 с.