Влияние применения программы психологической подготовки на личностные характеристики спортсменов-тхеквондистов национальной сборной Монголии

ˑ: 

З. Седбазар1
Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина2
Кандидат педагогических наук П.Ю. Брель3
А.И. Несмеянов4

1Монгольский государственный педагогический университет, Улан-Батор, Монголия
2Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
3Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск
4Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Цель исследования – разработать и оценить влияние применения программы психологической подготовки на личностные характеристики спорт­сменов-тхэквондистов национальной сборной Монголии.
Методика и организация исследования. В разработке приняли участие девять спортсменов национальной сборной Монголии (Улан-Батор) по тхэквондо. Обучение по улучшению уровней личностных психологическим навыков состояло в общей сложности из 14 занятий. Для оценки изменений личностных характеристик использовали пересмотренный тест соревновательной тревоги (пересмотренный CSAI-2), шкалу тревоги Спилбергера-Ханина, 1983 (STAI), устройство «Эгоскоп» (прибор для психологической и психофизиологической диагностики, «Медиком МТД» РФ (патент РФ № 2319444).
Результаты исследования и выводы. Тренировка личностных психологических навыков показала статистически значимые различия уровней соревновательной тревоги у тхеквондистов в динамике. Выявили изменения личностных характеристик у спортсменов-тхеквондистов в виде улучшения стратегий во время соревнований (включая постановку целей, визуализацию, концентрацию внимания, коммуникационных навыков и управление тревогой). Результаты данного исследования могут служить стратегическим ориентиром для определения психологических способностей тхеквондистов и, таким образом, улучшения их спортивных результатов.

Ключевые слова: спортсмены, тхэквондо, соревновательная тревога, личностная тревожность, реактивная тревожность, психологическая подготовка, тренировка психологических навыков, уверенность, воображение.

Литература

  1. Борздова Т.В. Основы статистического анализа и обработки данных с применением Microsoft Excel: учеб. Пособие / Т.В. Борздова. – Минск: ГУИСТ БГУ, 2011. – 75 с.
  2. Обработка статистических данных: метод. указ. / сост. Г.А. Чердынцева, Н.М. Кравченко, Т.С. Трясцина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 48 с.
  3. Hanin Y.L. Individual Zones of Optimal Functioning model. Emotions and athletic performance. Eur Yearbook Sport Psychol. 1997. No. 1. pp. 29-72. 
  4. Hanton S., Mellalieu S.D., Hall R. Self-confidence and anxiety interpretation. Psychology of Sport and Exercise. 2004. No. 5. pp. 477-495.
  5. Locke E.A., Latham G.P. The application of goal setting to sports. Journal of Sport and Exercise Psychology. 1985. No. 7. pp. 205-222.
  6. Parfitt G., Hardy L., Pates J. Somatic anxiety and physiological arousal: Their effects upon a high anaerobic, low memory demand task. International Journal of Sport Psychology. 1995. No. 26. pp. 196-213.
  7. Spielberger C.D. Stress and anxiety in sports. An international perspective. 1989. pp. 3-17.
  8. Thelwell R.C., Greenless I.A. The effects of a mental skills training package on gymnasium triathlon performance. The Sports Psychologist. 2001. No. 15. pp. 127-141.
  9. Williams S.E., Cumming J. Measuring athlete imagery ability. The Sport Imagery Ability Questionnaire. Journal of Sport & Exercise Psychology. 2011. No. 33. pp. 416-440.