Подготовка мастеров смешанного боевого единоборства с использованием средств ситуационных заданий
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев1
Кандидат психологических наук, доцент Г.Н. Смирнова2
Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин2
Кандидат биологических наук С.В. Разновская3
1Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов
2Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
Цель исследования – обоснование и проверка эффективности инновационной методики подготовки атлетов рукопашного боя посредством сопряжения технического и тактического компонентов ведения поединка с учетом варьирования ситуационных заданий нарастающей сложности.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа реализовывалась с 2022 по 2023 гг. на базе бойцовского клуба «Ахилес» г. Севастополя с бойцами Армейского рукопашного боя (АРБ) (Мужчины 18 лет и старше). В работе сформулирована проблема и обоснован подход по особенностям применения специально-направленной тренировки, в основе которой определяется содержание ситуационных заданий нарастающей трудности с учетом поэтапной сложности реализации полифункциональных режимов их сопряжения.
Результаты исследования и выводы. Разработано и смоделировано 56 ситуационных заданий с повышающим коэффициентом трудности реализации, рассчитанных на полугодовалый макроцикл (6 месяцев), исходя из трех занятий в неделю по 90 мин (12 тренировочных занятий в месяц) и этапов: врабатывания; стабилизации; автоматической спонтанной работы. Ситуационные задания формируют во второй сигнальной системе коры головного мозга те варианты возможных комбинаций реализации, которые в стрессовой ситуации будут срабатывать автоматически; если человек не выполнял заранее такие действия, у него не могут возникать требуемые образно-проприоцептивные представления. Это дополняет теорию «упреждающей адаптации» и концепцию «минимизации», принятые в спорте.
Ключевые слова: смешанное боевое единоборство, ситуационные задания, тактико-технический компонент, содержание, армейский рукопашный бой, нарастающая трудность этапов.
Литература
- Ариткулов Д.А. Техника и тактика применения комбинаций в рукопашном бою / Д.А. Ариткулов, С.М. Ашкинази // Физическая культура студентов. – 2023. – № 72. – С. 28-32.
- Емельяненко Ф.В. Агрессия в смешанных боевых единоборствах: проблемы и пути их преодоления / Ф.В. Емельяненко, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина и др. // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 1 (85). – С. 195-200.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.12.2021 г. N 1035 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «рукопашный бой». [Электронный ресурс]. https://docs.cntd.ru/document/728098403 (дата обращения: 18.01.2024).
- Пугачев И.Ю. Конкретизация критериев физической готовности специалиста / И.Ю. Пугачев, С.В. Разновская, В.Б. Парамзин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 8. – С. 31-33.
- Пугачев И.Ю. Определение информативных компонентов валидности реактивной маневренности двигательного потенциала фехтовальщика методом «Сжатия информации» / И.Ю. Пугачев, Г.Н. Пономарев, П.В. Родичкин, Ф.Ф. Костов // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 30-32.
- Пугачев И.Ю. Соотношение правового поля и контента физической готовности специалиста / И.Ю. Пугачев, С.В. Разновская, Л.М. Киэлевяйнен, В.Б. Парамзин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 7. – С. 105-107.
- Пугачев И.Ю. Упреждающая адаптация и перекрестная сенсибилизация в онтогенезе человека в физкультурно-образовательном пространстве / И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин, С.В. Разновская, В.З. Яцык, О.С. Васильченко // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22. – № S2. – С. 124-130.
- Скоросов К.К. Влияние учебно-тренировочных занятий по каратэ на функциональные параметры сердца у студентов-первокурсников / К.К. Скоросов, А.В. Доронцев, И.Н. Медведев, О.А. Разживин // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 1. – С. 28-30.