Олимпийское образование студентов средствами музейной педагогики

ˑ: 

Аспирант В.П. Садченко1
Кандидат исторических наук, профессор Д.А. Белюков1
1Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать использование средств музейной педагогики в олимпийском образовании.
Методика и организация исследования. В декабре 2023 г. было проведено предварительное онлайн-тестирование студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «Великолукской академии физической культуры и спорта», направленное на измерение уровня знаний об истории олимпийского движения. Студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В целях повышения олимпийской образованности в экспериментальной группе реализовывался разработанный авторами проект «Музей – территория олимпийских знаний» с использованием ресурсов Музея спорта и олимпийского движения Псковского края предлагался к использованию.
Результаты исследования и выводы. Образовательный проект «Музей – территория олимпийских знаний» состоит из комплекса музейных мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об олимпийском движении: экскурсия, квест, конкурс эссе, дебаты, олимпийский диктант, составление кроссворда и музейный урок. Завершается образовательный проект итоговым тестированием. Предполагается, что уровень знаний об олимпизме экспериментальной группы студентов значительно повысится благодаря реализации комплекса мероприятий с использованием музейной педагогики и ресурсов Музея спорта и олимпийского движения Псковского края.

Ключевые слова: олимпийское образование, музей, спортивный музей, образовательный проект, студенты.

Литература

  1. Белюков Д.А Современные формы музейной работы в олимпийском образовании / Д.А. Белюков, В.П. Садченко // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Материалы межвузовской науч. конф. «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)». – Смоленск: СГАФКСТ, ОКР, СОА, 2018. – Вып. 17. – С. 18-23
  2. Белюков Д.А. Деятельность Музея спорта и олимпийского движения Псковского края по распространению олимпийских знаний среди разных категорий населения / Д.А. Белюков, В.П. Садченко, Н.А. Кузьмина и др. // Олимпийское образование: из опыта работы Великолукской олимпийской академии. – Монография. – Великие Луки, 2022. – С. 53-70
  3. Контанистов А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Т. Контанистов. – М., 2001. – 23 с.
  4. Мельникова Н.Ю. Олимпийские традиции: история и современность: монография. – М., 2014. – 120 с.
  5. Поликарпова Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. … докт. пед. наук / Г.М. Поликарпова – Великий Новгород, 2003. – 45 с.
  6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика.: учеб. пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.
  7. Столяров В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 4. – С. 13–21.
  8. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие / Л.М. Троянская. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007 – 139 с.
  9. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое пособие / Л. М. Шляхтина; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. – СПб.: СПбГИК, 2021. – 60 с.