Инновационная система мониторинга функционального состояния и спортивной подготовленности обучающихся университета

ˑ: 

Кандидат технических наук, доцент В.П. Строшков1
Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Корепанов1
1Севастопольский государственный университет, Севастополь

Цель исследования – разработка инновационной системы мониторинга функционального состояния и спортивной подготовленности обучающихся университета.
Методика и организация исследования. Применены программно-аналитический и психофизиологический подходы. Программно-аналитический подход включал методики гибкого моделирования и разработки, в том числе модели «Сущность – связь» и «Сущностный прототип пользовательского интерфейса», язык программирования JAVA, специальную среду разработки приложений под операционную систему Android, SCRUM в качестве методологии управления разработкой. Психофизиологический подход применялся при апробации системы мониторинга и включал проведение по стандартным методикам физиометрических и психофизиологических исследований.
Результаты исследования и выводы. Представлена педагогическая модель и структура системы мониторинга функционального состояния и спортивной подготовленности обучающихся. Разработана функциональная архитектура программно-аппаратного комплекса. Разработана информационно-аналитическая система автоматизированного сбора данных о физическом состоянии человека, подвергающегося нагрузкам во время тренировки. Успешная апробация в условиях масштабного мониторинга функционального состояния и физической подготовленности спортсменов позволяет рекомендовать разработанную систему для использования в практике работы тренеров и преподавателей физической культуры при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: мониторинг функционального состояния, спортивная подготовленность, информационно-аналитическая система.

Литература

  1. Бобрик Ю.В. Выявление функциональных резервов внешнего дыхания и общей физической работоспособности у студентов-спортсменов и физически неподготовленных лиц / Ю.В. Бобрик, А.Л. Корепанов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 33-35.
  2. Ветков Н.Е. Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания / Н.Е. Ветков // Наука-2020. – 2016. – № 5 (11). – С. 218-227.
  3. Климов В.М. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Бюллетень сибирской медицины. – 2016. – № 15 (3). – C. 41-47.
  4. Коротков К.Г. Система мониторинга психофизиологического состояния спортсменов на базе облачных технологий / К.Г. Коротков // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5. – С. 3-5.
  5. Корягина Ю.В. Применение современных систем экспресс-диагностики для выявления факторов, лимитирующих функциональное состояние высококвалифицированных спортсменов / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, Г.Н. Тер-Акопов и др. // Современные вопросы биомедицины. – 2019. – № 2 (7). – С. 53-74.
  6. Лубышева Л.И. Профессионально-прикладная спортивная культура – новый вектор развития спортизированного физического воспитания в вузе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 12. – С. 107-108.
  7. Сиразетдинов Р.Э. Экспресс-оценка соматотипа спортсменов-единоборцев с использованием компьютерных технологий / Р.Э. Сиразетдинов, Е.З. Година, И.А. Хомякова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 98-100.
  8. Строшков В.П. Инновационные технологии организации контроля спортивной деятельности: монография / В.П. Строшков, Н.Т. Строшкова, И.М. Падерин. – Saarbrücken: LAP, 2015. – 384 с.