Психологические особенности и психоэмоциональное состояние лиц, практикующих двигательные медитации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Широкова1
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Макеева2
Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин3
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Полевой4, 5
1Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
3Московский технический университет связи и информатики, Москва
4Московский политехнический университет, Москва
5Вятский государственный университет, Киров

Цель исследования – изучить психологические особенности и психоэмоциональное состояние лиц, практикующих двигательные медитации.
Методика и организация исследования. В изучении приняли участие две группы респондентов: 1 группа (28 человек) регулярно практикует двигательные медитации, 2 группа (30 человек) не занимается подобными практиками.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что для группы практикующих характерны более низкие показатели эмоциональной насыщенности жизнью, а также сниженные показатели по шкале «локус контроля – Я», что может быть связано с особенностями медитативных практик и их направленностью на «уход» от собственного Я. Респондентов, практикующих медитацию, можно охарактеризовать как реалистов, в то время как респонденты, не имеющие медитативного опыта, скорее «активные пессимисты». Кроме того, для респондентов, имеющих опыт медитации, характерен более низкий уровень стресса и более высокая удовлетворенность жизнью. Полученные результаты подтверждают позитивное воздействие медитативных практик на психологическое состояние респондентов, что требует поиска путей для их внедрения в повседневную жизнь.

Ключевые слова: стресс, психологические особенности, психоэмоциональное состояние, двигательные медитации.

Литература

  1. Аглиулова Л.Р. Преимущества введения медитации и пранаямы до и после занятий физкультурой / Л.Р. Аглиулова, Д.М. Панягин // Бюллетень науки и практики. – 2021. – Т. 7. – № 7. – С. 304-309.
  2. Иванов В.Д. Йога как нетрадиционная система оздоровления / В.Д. Иванов, Е.С. Волосникова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательный отдых. – 2018. – № 3. – С. 87-92.
  3. Каганов Л.С. Медитация – путь к себе: монография / Л.С. Каганов. – Москва: Кокон, 2021. – 54 с.
  4. Ловягина А.Е. Показатели спортивного травматизма у представителей экстремальных видов спорта с различными особенностями психической саморегуляции / А.Е. Ловягина, Е.Е. Хвацкая, Д.Н. Волков // Спорт. Медицина. Человека. – 2019. – T. 19. – №1. С. 117-123.
  5. Омельяненко В.И. Динамическая медитация в спортивных танцах / В.И. Омельяненко // Педагогика, психология и биомедицинские проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 1. – С. 46-50.
  6. Ушаков В.Р. Особенности межличностного взаимодействия людей, практикующих медитацию / В.Р. Ушаков, Е.В. Стурова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2021. – № 4 (24). – С. 55-67.
  7. Широкова Е.А. Физическое и психологическое благополучие студентов вузов на занятиях «мягким» фитнесом и классической аэробикой / Е.А. Широкова, В.С. Макеева, M. Щеголева, Г. Ямалетдинова // Веб-конференция БИО: Первая международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физического воспитания и инноваций в спорте» (ПЭС 2020). Т. 26. https://doi.org/10.1051/bioconf/20202600002