Типы деструктивного отношения родителей к занятиям ребенка и подростка спортом

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1
Кандидат педагогических наук Н.Е. Латышева1
Кандидат психологических наук Вл.В. Андреев1
Кандидат психологических наук Вит.Вл. Андреев1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение тенденции изменения выраженности типов деструктивного отношения родителей к занятиям ребенка и подростка спортом для уточнения конструктивной модели их поведения в структуре психологического сопровождения спортивного резерва.
Методика и организация исследования. Основной инструментарий – «Методика исследования отношений родителей к занятиям ребенка спортом» Е.Е. Хвацкой, Н.Е. Латышевой. В исследовании с приняли участие родители юных спортсменов (2018 г. – n=56, 2019 г. – n=176, 2022 г. – n=87). Формат участия анонимный. Для оценки достоверности различий применен критерий Фишера.
Результаты исследования и выводы. Выраженность деструктивного отношения родителей к занятиям ребенка и подростка спортом как источника чрезмерных/неадекватных трудностей последних выявила тенденцию увеличения количества родителей со сформировавшейся «моделью» поведения (2018 – 46,4%; 2019 – 45,45%; 2022 – 46%), чаще компенсирующего. Отмечено уменьшение на уровне тенденции количества родителей с неопределенной «моделью» поведения и его увеличение с ситуативным проявлением негативного отношения (одного из значимых взрослых). Представлена конструктивная «модель» отношения и поведения родителей в контексте здоровой спортивной среды.

Ключевые слова: юные спортсмены, типы деструктивного отношения к занятиям ребенка и подростка спортом, психологическое сопровождение, здоровая спортивная среда.

Литература

  1. Лопухова О.Г. Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена: диагностический опросник / О.Г. Лопухова, Л.Р. Нурхамитова // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – № 3. – C. 173-186.
  2. Смолдовская И.О. Разработка и метрологическое обоснование опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом» / И.О. Смолдовская // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-metrologicheskoe-obosnova... (дата обращения: 19.12.2023).
  3. Хвацкая Е.Е. Методика исследования отношения родителей к занятиям родителей ребенка спортом / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // II Европейские игры – 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 4–5 апр. 2019 г.: в 4 ч.; редкол.: С. Б. Репкин (гл. ред.), Т. А. Морозевич-Шилюк (зам. гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2019. – Ч. 2. – С. 312-315.
  4. Хвацкая Е.Е. Психологическое сопровождение спортивного резерва / Е.Е. Хвацкая, В.С. Полканова, Л.К. Серова, В.Г. Федоров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 48-50.