Возрастная динамика показателей скоростной и скоростно-силовой подготовленности мальчиков 10-13 лет, имеющих различный объем двигательной нагрузки
ˑ:
Аспирант Чжу Хуасин1
Аспирант Ню Йиндон2
Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский1, 3
1Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомель, Беларусь
2Полесский государственный университет, Пинск, Беларусь
3Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
Цель исследования – выявить возрастные изменения показателей скоростной и скоростно-силовой подготовленности мальчиков 10-13 лет, имеющих различный объем двигательной нагрузки.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие ученики школы в г. Циньхуандао (Китай). Начиная с 10 лет 83 школьника в течение трех лет проходили тестирование в конце учебного года. При этом 42 мальчика занимались в школьной секции легкой атлетики, а остальные не занимались спортом. Динамика скоростных и скоростно-силовых способностей определялась с помощью тестов, которые широко описаны в специальной литературе и рекомендованы для оценки физической подготовленности школьников различного возраста [1, 5, 7].
Результаты исследования и выводы. Дополнительная и целенаправленная двигательная активность способствует более быстрому овладению мальчиками 10-13 лет требуемого уровня физической подготовленности, а преимущественное воздействие на их двигательные способности, находящиеся в стадии ускоренного возрастного развития, приводит к существенным сдвигам в развитии последних. Для повышения скоростных способностей мальчиков наиболее благоприятный возраст 10-11 лет, а скоростно-силовых – 12-13 лет.
Ключевые слова: школьники 10-13 лет, скоростные и скоростно-силовые способности, юные спортсмены, динамика.
Литература
- Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
- Врублевский Е.П. Влияние направленности тренирующих воздействий на рост силы мышц юных бегунов на короткие дистанции / Е.П. Врублевский, А.Х. Хоршид, Д.А. Альбаркайи // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4 (970). – С. 3–5.
- Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, Е.Е. Ачкасов, Э.Н. Безуглов. – М.: Спорт, 2021. – 176 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Мн.: Народная асвета, 1978. – 88 с.
- Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
- Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Спорт, 2015. – 620 с.
- Wychowański M. Wybrane metody oceny dynamiki układu ruchu człowieka. Warszawa: AWF, publ., 2008. 209 p.