Понятийное пространство самоконтроля освоения требований спортивной деятельности юными единоборцами
ˑ:
О.Н. Бедарева1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Тамарская1
Доктор педагогических наук, профессор Ч.Т. Иванков1
1Московский педагогический государственный университет, Москва
Цель исследования – с учетом степени удовлетворенности юных единоборцев коммуникацией в системе «тренер-спортсмен» выявить значимость описательных характеристик самоконтроля, организационную структуру их сопряжения в системе спортивной тренировки.
Методика и организация исследования. В научной работе участвовали юные единоборцы 12-13 лет, клуба всестилевого каратэ «Спарта» с использованием методов: опросных – анкетирования и интервьюирования, сравнительно-сопоставительного анализа, описательной статистики, факторного и кластерного анализа.
Результаты исследования и выводы. Выявлены негативные оценочные суждения юных единоборцев при оценке отношений тренера к спортсмену. Определены личностно значимые семантические образы самоконтроля. Выделена преемственная линия актуализации зон педагогического контроля на совершенствование параметров действия и отрезка деятельности, где базовой основой реализации юным единоборцем самоконтроля выступает его кластерная организация через эмоционально конструктивную интерпретацию и принятие самоконтроля в качестве предмета спортивного совершенствования на основе сопряженной активности эмоциональной и регулятивной сферы как управляющей и уточняющей параметры действия; восприятие результата самоконтроля через диаду эмоциональной и операционально-технической сферы как условия наработки более качественного действия; согласованность эмоциональной и интеллектуальной сферы при своевременной актуализации когнитивных функций, видов интеллекта, создающих опыт эффективного и экономичного действия; наличие положительного опыта исполнения действия или комбинации на базе нижележащих кластеров создает условие для полноценного задействования волевой сферы.
Ключевые слова: юные единоборцы, спортивная тренировка, самоконтроль, понятийное пространство, освоение требований.
Литература
- Бурцев В.А. Спортивная культура личности – интегральный результат спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.Е. Евграфов // Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс. – Казань, 2020. – С. 174–177.
- Лубышева Л.И. Диверсификация понятий в методологии спортизированного физического воспитания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2019. № 3. – С. 3-6.
- Чеботарев А.В. Формирование теоретических знаний у юных легкоатлетов на основе принципов и средств дистанционного обучения / А.В. Чеботарев, И.И. Вишнякова, А.А. Лаврентьева // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2020. – № 2 (15). – С. 26-32.
- Kleinert, J., Knigge, H. U., Allmer, H., Golenia, M. & Predel, H-G. (2003). Effects of self-controlled training on physical performance, and metabolic parameters. 8th annual congress European College of Sport Science, July 9-12, 2003, Salzburg, Austria: Book of Abstracts. Müller, E., Schwameder, H., Zallinger, G. & Fastenbauer, V. [ed.]. 14 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/effects-of-selfcontroll...(9a69a6fd-e702-457e-af7e-5a4b1d192eca).html (date of access: 01.12.2021).
- Wassercampf A. & Kleinert J.M. (2018). The bright side of dark introjection: an overview on conceptualizations of introjected regulation. 32nd Conference of the EHPS – Health psychology across the lifespan: uniting research, practice and policy; 21-25 August 2018, Galway, Ireland; conference abstracts. 827 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/the-bright-side-of-dark...(c2b3346c-f2b4-4aa9-880d-61716a2612c9).html (date of access: 01.12.2021).
- Buning, C., Jurgens L. & Lausberg. H (2020). Divergent learning experiences in sport enhance cognitive executive functions and creativity in students. Electronically/ online published ahead of print) In: Physical education and sport pedagogy. 16 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/divergent-learning-expe...(1efe92d2-bfbd-4719-8cef-d6dd4245acca).html (date of access: 01.12.2021).
- Furley P. (2019). Self-control and body language. Abstract book - 50 years of FEPSAC: 15th European Congress of Sport and Exercise Psychology, Münster, Germany, 15-20 July 2019. Münster: Department of Sport and Exercise Psychology, University of Muenster. 461 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/selfcontrol-and-body-la...(f3a77aa6-bd4d-41f3-8c20-7da6bef8519d).html (date of access: 01.12.2021).
- Kim K. (2021) Ecological validity of cognitive-motor skills in everyday-like context: The role of distal goals: Koln: Deutsche Sporthochschule Kol. 54 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/ecological-validity-of-...(0afb5740-2b3d-4dce-9981-16c992c79921).html (date of access: 01.12.2021).
- Liepelt R. & Raab M. (2020) Metacontrol and joint action: how shared goals transfer from one task to another? 2020, In: Psychological Research. 13 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/metacontrol-and-joint-a...(8153906c-c216-4a1a-9027-f3b4fb645f12).html (date of access: 01.12.2021).
- Jaitner D. & Mess F. (2019) Participation can make a difference to be competitive in sports: A systematic review on the relation between complex motor development and self-controlled learning setting. 01.04.2019, In: International Journal of Sports Science & Coaching. No. 14 (2). pp. 255-269. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/participation-can-make-...(9e8a3b52-862a-45b3-8460-302c785b6388).html (date of access: 01.12.2021).