Критерии корректности привычных терминов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Рябчиков1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Загрядская1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Чепаков1
1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать критерии корректности привычных терминов в области физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. В результате анализа популярных названий направлений, сравнения их с указателями направлений для движений в хореографии, были выделены критерии для определения направлений кругов и круговых движений, применяемые для более чем одного цикла таких движений.
Результаты исследования и выводы. Практика применения терминов показывает, что проблема применения состоит не только в том, что используются популярные образные выражения вместо системных терминов. В специальной литературе по терминологии в настоящее время отсутствуют четкие правила определения направления круговых движений. Приведенные в учебниках по гимнастике правила указания направлений дуго­образных движений не всегда применимы в отношении кругов и круговых движений. Популярные же названия направлений этих движений, которые принимаются большинством преподавателей, тренеров и любителей физической культуры, не имеют критериев для своего обоснования. Авторами предложены критерии определения направлений круговых движений, а также новый принцип определения круговых движений и кругов частями тела.

Ключевые слова: системные термины, принципы терминологии, круги, круговые движения, верхняя и передняя точка траектории.

Литература

  1. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология / А.Т. Брыкин // Гимнастика и методика преподавания: учебник / под ред. В.М. Смолевского. – изд. 3-е перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 28-45
  2. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология / А.Т. Брыкин // Гимнастика: учебник / под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С. 23-41.
  3. Журавин М.Л. Упражнения на брусьях / М.Л. Журавин // Теория и методика гимнастики: учебник / под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. – изд. 2-е, стер. – М.: Изд. ц. «Академия», 2014. – С. 271-284.
  4. Рабиль Г.Б. Терминология гимнастики / Г.Б. Рабиль // Гимнастика. Методика преподавания: учебник / под общ. ред. В.М. Миронова. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 34-72.
  5. Рябчиков А.И. Гимнастическая терминология на уроках физической культуры в школе / А.И. Рябчиков // Физическая культура в школе. – 2021. – № 5. – С. 10-13.
  6. Савельева Л.А. Гимнастическая терминология / Л.А. Савельева // Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник / под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. – М.: Академия, 2012. – С. 58-72.
  7. Терминология гимнастики и атлетической подготовки // Гимнастика и атлетическая подготовка: учебник / Военный институт физической культуры; под ред. А.Л. Старовойтова, А.Н. Кислого. – СПб.: ВИФК, 2019. – С. 89-92.
  8. Чепаков Е.М. Гимнастика в школе (подготовительная часть урока): учебно-методическое пособие / Е.М. Чепаков, А.И. Рябчиков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. – 136 с.