Эффективность интеграции спортивной подготовки обучающихся в образовательный процесс вуза физической культуры

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1
Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить эффективность условий интеграции спортивной подготовки обучающихся вузов физической культуры в процесс реализации основой профессиональной образовательной программы по направлению «Спорт».
Методика и организация исследования. На основе обобщения данных мониторинга результативности соревновательной и образовательной деятельности обучающихся центра спортивной подготовки НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в 2023 г. дана оценка эффективности сопряжения видов деятельности и возможности достижения высоких показателей при решении педагогических задач профессиональной направленности.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что повышение эффективности профессиональной подготовки спортивных педагогов достигается посредством сопряжения видов деятельности, предполагающих развитие как общих, так специфических компетенций будущей профессионально-педагогической деятельности спортивного педагога. На примере подготовки спортсменок-студенток в художественной гимнастике было доказано, что взаимодополнение функций, выполняемых обучающимися при решении задач образовательной, научной и спортивной деятельности, позволяет достигать высоких результатов в спорте без снижения качества освоения программы профессиональной подготовки.
Выводы. Достижение высокой результативности спортивной подготовки студенток без снижения качества профессионального образования в вузе физической культуры возможно при наличии высокого двигательного и мотивационного потенциала у обучающихся, научно-методического и кад­рового обеспечения процесса, сопряжения образовательной, научной и спортивной деятельности с реализацией индивидуальных траекторий освоения программ.

Ключевые слова: вузы физической культуры, обучающиеся, компетенции, спортивная подготовка, результативность.

Литература

  1. Киричек К.А. Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования / К.А. Киричек // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4843 (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Ткаченко Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании / Е.В. Ткаченко // Профессиональная педагогика [Электронный ресурс]. URL:  https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/40647/1/978-5-691-01685 1_2007_025.pdf (дата обращения: 03.01.2024).
  3. К проблеме интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта / Е.Н. Медведева, Н.Г. Закревская, В.Б. Соловьев, Е.Я. Михайлова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – С. 104-106.