Конкретизация модели «тренер-преподаватель» как условие реализации процесса интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности в вузах физической культуры

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – спроектировать модель «тренер-преподаватель», обес­печивающую условия реализации процесса интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности студентов вузов физической культуры при освоении основных профессиональных образовательных программ по направлению «Спорт».
Методика и организация исследования. Проанализированы требования профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта, являющиеся основой разработки и реализации образовательных программ профессиональной подготовки спортивных педагогов в вузе физической культуры. Сопоставление формируемых в соответствии с образовательными стандартами профессиональных компетенций с профессиональными функциями спортивного педагога вуза физической культуры, обеспечивающего процесс интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности, позволил конкретизировать компоненты структуры модели «тренер-преподаватель».
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что формирование профессиональных компетенций студентов вузов физической культуры в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы «Спорт», с одной стороны, предполагает соответствие профессиональному стандарту, а с другой стороны – обуславливает необходимость сопряжения образовательной, научной и спортивной деятельности педагога высшего профессионального образования. Содержательную основу полифункциональной деятельности спортивного педагога вуза физической культуры раскрывает модель «тренера-преподавателя», являющаяся условием реализации интеграционных процессов в профессиональной подготовке студентов вузов физической культуры и определяющая перспективы, прогнозы и инновационные пути дальнейшего развития направлений спортивной подготовки.

Ключевые слова: вузы физической культуры, профессиональный стандарт, компетенции, направленность подготовки, интеграция образовательной, научной и спортивной деятельности, модель «тренер-преподаватель».

Литература

  1. Профессиональный стандарт 05.003. Тренер / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 191н. http: // www.consultant.ru /document / cons_doc_LAW_323902/
  2. Профессиональный стандарт 05.012. Тренер-преподаватель / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 952 н. http: // ivo.garant.ru /#/ document/400235843/