Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности

Фотографии: 

Доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев1
Доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин2
Кандидат педагогических наук, доцент Н. С. Ниясова2
Аспирантка Н.Р. Усаева1
1 Сургутский государственный университет ХМАО-ЮГРЫ, Сургут
2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: спортивная деятельность, модель удовлетворения социальных потребностей, механизмы и функции потребности.

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, высокой значимостью потребностей человека в выборе вида спорта и в спортивном совершенствовании, с другой стороны, недостаточностью знаний о механизмах удовлетворения потребностей и управления этим процессом. В спортивной науке исследуется проблема удовлетворения биологических и социальных потребностей [4], однако важно не только удовлетворить актуальные потребности занимающихся спортом, но и целенаправленно управлять их формированием у юных спортсменов на ранних этапах их возникновения. Так, важно своевременно сформировать у юных спортсменов потребности в спортивных знаниях, в достижении, в принадлежности, в признании и другие, обусловливающие спортивное совершенствование [1].

Несмотря на существующие концепции удовлетворения потребностей человека в процессе его деятельности [5, 7], наблюдается их разрозненность, концептуальная и терминологическая несогласованность, недостаток интегрирующих представлений и идей. Такое состояние проблематики удовлетворения потребностей человека в процессе его деятельности делает особенно актуальным не столько накопление в ней новых фактов, сколько осмысленние накопленных данных и их интеграцию с целью выхода на проблему – управление удовлетворением социальных потребностей человека, занимающегося спортом и формирование профессионально важных потребностей у юных спортсменов.

Литература

  1. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсменов / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. – Омск: СибГУФК, 2013. – 240 с.
  2. Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 1. – С. 3–13, 91–92.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
  4. Ниясова Н.С. Структура и содержание общественных и личных ценностей физической культуры и спорта / Н.С. Ниясова // Омский научный вестник. – 2008. – № 1 (63). – С. 101–104.
  5. Нюттен Ж. Мотивация / Ж. Нюттен // Экспериментальная психология. – Вып. 5. – М.: Прогресс, 1975. – С. 15–101.
  6. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С.Д. Смирнов // Леонтьев А.Н. и современная психология. – М.: Изд-во. МГУ, 1983. – С. 149–155.
  7. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. – М.: Советский спорт, 2014. – 312 с.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 2.04.2014 г.