Актуализация проблемы формирования гибких навыков у студентов-спортсменов

ˑ: 

О.В. Обухова1
Доктор педагогических наук, доцент А.В. Пономарев1
М.Н. Подковыркин1
И.С. Точилова1

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – выявить востребованность формирования гибких навыков у студентов-спортсменов Уральского федерального университета (УрФУ) как модельного вуза с точки зрения организации работы со студентами-спортсменами.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в ноябре-декабре 2023 г. методом анкетного онлайн-опроса (Яндекс-форма). В опросе приняли участие 150 студентов-спортсменов: 55% юношей и 45% девушек.
Результаты исследования и выводы. Образовательная организация УрФУ имеет достаточно развитую спортивную базу, которая удовлетворяет не только потребности спортсменов-любителей, но и профессионалов. Это дает студентам ощущение заботы и заинтересованности в развитии их спортивных достижений. Студенты-спортсмены, получая профессиональное образование, ориентированы на качество образования и готовы прикладывать дополнительные усилия для саморазвития. Значимость гибких навыков для профессионального роста и саморазвития осознается студентам, большинство из них ориентировано на развитие коммуникативных, когнитивных и организационных навыков. Студенты-спортсмены закрепляют за определенным видом спорта приоритетные гибкие навыки.

Ключевые слова: студент-спортсмен, гибкие навыки, студенческий спорт, массовый спорт, спорт высоких достижений, внеучебная деятельность.

Литература

  1. Баталова Д.А. Гибкие навыки как фактор успешности решения задач проекта / Д.А. Баталова, А.Д. Галюк // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2018. – С. 1636-1646.
  2. Ивонина А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Науковедение. – 2017. – Т. 9. – № 1. – С. 90.
  3. Мартынова М.Д. Современные требования к модели компетенций выпускников вузов: soft skills – психолого-педагогические основания и ценностный потенциал / М.Д. Мартынова // Primo aspectu. – 2018. – № 4 (36). – С. 107-113.
  4. Орлова Е.А. Образовательные программы в сфере физической культуры и спорта: противоречия и направления развития / Е.А. Орлова, С.В. Соколовская // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 1. – С. 108-110.
  5. Пешкова Н.В. Полисубъектное управление в студенческом спорте: монография / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2022. – 192 с.
  6. Подковыркин М.Н. Мероприятия, формы и методы, способствующие развитию навыков жизнедеятельности в условиях глобальных вызовов у студентов вузов посредством деятельности системы наставничества / М.Н. Подковыркин, А.В. Пономарев // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4 (61). – С. 525-528.
  7. Пономарев А.В. Гибкие навыки у будущих специалистов по организации работы с молодежью и технологии их развития / А.В. Пономарев, О.В. Обухова // PRIMO ASPECTU. – 2023. – № 3 (55). – С. 76–82.
  8. Федорова Т.А. Формирование «гибких» навыков в профессиональном образовании педагога по физической культуре / Т.А. Федорова, О.Л. Рыбникова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 2. – С. 331-339.
  9. Цаликова И.К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И.К. Цаликова, С.В. Пахотина // Образование и наука. – 2019. – № 8. – С. 187-207.
  10. Чуркина М.А. Управленческая эффективность руководителя / М.А. Чуркина, Н.В. Жадько. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 236 с.