Воспитательная работа преподавателя физической культуры и спорта в современных условиях вуза

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор И.П. Зайцева
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль

Цель исследования – теоретическое обоснование роли преподавателя физической культуры и спорта в процессе воспитания студентов в условиях вуза.
Методика и организация исследования. Проведен анализ работ, посвященных проблеме воспитательной работы в спортивном образовании, изучены нормативные документы, исследованы результаты социологов и соционики гуманитарных наук личностных качеств преподавателя и влияние их на студентов.
Результаты исследования и выводы. Ответственность за организацию и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов возложена на кафедру физического воспитания и спорта. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу. По мнению автора, воспитательная работа должна начинаться с первого курса и особое значение должно уделяться рассмотрению норм толерантного поведения, формирования навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных рас, национальностей и культурных традиций. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира в сознании студента, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности.

Ключевые слова: воспитательная работа, педагогическая деятельность, студенты, преподаватели, физическая культура.

References

  1. Zaitseva I.P. Fizicheskaya kultura i sport [Physical culture and sport]. Textbook. Moscow: Ay Pi Ar Media publ, 2023. 455 p.
  2. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v RF do 2025 goda. Postanovle-niye Pravitelstva RF ot 04.10.2000 g. № 751 [National doctrine of education in the Russian Federation until 2025. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.04.2000 No. 751] [Text]. Moscow, 2000. Available at: https://iro86.ru/images/Education_development_strategy_until_2025_year.
  3. Pionova R.S. Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogy of higher school]. Study guide. Minsk: Vyshaya shkola publ., 2005. 303 p.
  4. Safronova O.V. Rol prepodavatelya v vospitanii studentov vuza [The role of the teacher in the education of university students]. Yevraziyskiy Soyuz Uchenykh (YESU). 2016. No. 6 (27). pp. 45-47.
  5. Tolstoy L.N. Pedagogicheskiye stati [Pedagogical articles]. Polnoye sobraniye sochineniy: v 90 t. Moscow, 1993. Vol. 8. 635 p.
  6. Shestakova A.V. Vospitatelnaya rabota kak odin iz elementov pedagogicheskoy deyatelnosti prepodavatelya vuza [Educational work as one of the elements of the pedagogical activity of a university teacher]. Novosibirsk. 2009.
  7. Yakupova G.S., Zakieva Z.R. Vospitatelnyye aspekty prepodavatelskoy deyatelnosti v vuze [Educational aspects of teaching at a university]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2022. No. 1. (115). Part 4. 169 p.
  8. Available at: http://kremlin.ru›events/president/transcripts/73188.