Цифровые технологии и геймификация в организации самостоятельных занятий физической активностью студентов

ˑ: 

Аспирант Ч.В. Тарыма3
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Осипов1, 2, 4
Доктор педагогических наук, профессор М.Д. Кудрявцев1, 4, 5
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Дорошенко1
К.Г. Петухов1

1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
3Тувинский государственный университет, Кызыл
4Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
5Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – оценить влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями, проводимых с использованием потенциала цифровых технологий и геймификации, на уровень функциональной подготовленности и индекс массы тела студентов.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали молодые мужчины (n=76), студенты 2-го курса Сибирского федерального университета, которые в течение шести месяцев практиковали самостоятельные занятия с физическими упражнениями (два занятия в течение недели). Группа А (n=38) выполняла комплекс упражнений ОФП, группа Б (n=38) выполняла задания, связанные с двигательной активностью в игровой форме, используя потенциал популярного мессенджера Telegram. Уровень функциональной подготовленности участников оценивался с помощью 3-Minute Burpee Test. Для оценки индекса массы тела (ИМТ) участников использовались стандарты ВОЗ для данной популяции.
Результаты исследования и выводы. Студенты (группа Б), пользовавшиеся потенциалом цифровых коммуникационных сетей (мессенджер Telegram) и геймификации, продемонстрировали достоверно (p<0,05) более низкие показатели ИМТ и достоверно (p<0,05) более высокие результаты 3-Minute Burpee Test. Исследование подтвердило значимое влияние использования потенциала цифровых технологий и геймификации в практике организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, на показатели ИМТ и функциональной подготовленности студентов-юношей.

Ключевые слова: студенты, двигательная активность, функциональная подготовленность, геймификация, 3-Minute Burpee Test, ИМТ.

Литература

  1. Логинов Д.В. Влияние домашних функциональных онлайн-тренировок на уровень физической подготовленности студентов в период пандемии / Д.В. Логинов, А.Ю. Осипов, Т.А. Мартиросова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 30.
  2. Arufe-Giráldez V., Sanmiguel-Rodríguez A., Ramos-Álvarez O. et al. Gamification in physical education: A systematic review. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 8. p. 540.
  3. Ferreira Silva R.M., Mendonça C.R., Azevedo V.D. et al. Barriers to high school and university students’ physical activity: A systematic review. PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 4. p. e0265913.
  4. Ferriz-Valero A., Østerlie O., García Martínez S. et al. Gamification in physical education: Evaluation of impact on motivation and academic performance within higher education. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No. 12. p. 4465.
  5. Griban G.P., Lyakhova N.A., Tymoshenko O.V. et al. Current state of students’ health and its improvement in the process of physical education. WiadomościLekarskie. Vol. 73. No. 7. pp. 1438-1447.
  6. Modra C., Domokos M., Petracovchi S. The use of digital technologies in the physical education lesson: A systematic analysis of scientific literature. Timişoara Physical Education and Rehabilitation Journal. 2021. Vol. 14. No. 26. pp. 33-46.
  7. OsipovA.Yu., Nagovitsyn R.S., Vaganova O.I. et al. Analysis of physical fitness and physical activity results of female undergraduate and graduate students. Sport Mont. 2021. Vol. 19. No. 1. pp. 83-87.
  8. OsipovA.Yu., Iermakov S.S., Gruzinky V.I. et al. Analysis of the parameter changes of students’ physical development (at the age of 18–20) to identify the threat of increased body weight and obesity. Journal of Physical Education and Sport. 2018. Vol. 18. No. 2. pp. 800-809.
  9. Podstawski R., Markowski P., Clark C.C.T. et al. International standards for the 3‐Minute Burpee Test: High-intensity motor performance. Journal of Human Kinetics. 2019. Vol. 69. pp. 137-147.
  10. WHO. BMI-for-age (5-19 years). Available at: https://www.who.int/toolkits/growth-reference-data-for-5to19-years/indic... (date of access: 02.12.2023).