Использование средств адаптивной физической культуры в реабилитации недоношенных детей с низкой массой тела и отрицательным ортопедическим статусом

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
2Волгоградский государственный университет, Волгоград

Цель исследования – представить собственный практический опыт использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации недоношенных детей с низкой массой тела и отрицательным ортопедическим статусом.
Методика и организация исследования. В научной работе использовались следующие методы: тестирование развития, анализ движений, рефлексов и постуральных реакций недоношенных детей с низкой массой тела и отрицательным ортопедическим статусом, с анамнезом преждевременные роды.
Результаты исследования и вывод. Показано, что недоношенные дети составляют группу высокого риска к развитию стойких ортопедических нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. Этот контингент детей нуждается особо в насыщенной и комплексной реабилитации. Для успешной реабилитации недоношенных детей, рожденных с низкой массой тела, необходимо учитывать их анатомо-физиологических особенности, закономерности нервно-психического созревания, сроки формирования моторных навыков, а также владеть современными знаниями о состоянии и степени развития тех или иных патологических процессов.
В работе представлен практический опыт использования средств адаптивной физической культуры в реабилитации недоношенных детей с низкой массой тела и отрицательным ортопедическим статусом, за счет компенсации нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, формирования и развития основных двигательных навыков, и нормализации общего состояния их организма.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, недоношенные дети с низкой массой тела, отрицательный ортопедический статус, компенсация нарушенных функций, формирование двигательных навыков.

Литература

  1. Адулас Е.И. Влияние реабилитационных воздействий на особенности развития детей первого года жизни, родившихся с малой массой тела: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.И. Адулас. – СПб., 2007. – 19 с.
  2. Шкляренко А.П. Теоретические аспекты реабилитации недоношенных детей первого года жизни средствами адаптивной физической культуры / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 86-88.
  3. Шкляренко А.П. Функциональные показатели эффективности занятий адаптивной физической культуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 4. – С. 61-63.
  4. Шкляренко А.П. Использование средств адаптивной физической культуры при устранении перенапряжения мышечных структур у младенцев с приобретенной кривошеей / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 2. – С. 56-58.
  5. Шкляренко А.П. К вопросу об особенностях формирования синдрома «идиопатическая ходьба на носках» у детей / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 1. – С. 73-74.
  6. Яцык Г.В. Реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией – профилактика нарушений здоровья в подростковом возрасте / Г.В. Яцык, Р.С. Зайниддинова // Российский педиатрический журнал. – 2011. – № 5. – С.4-7.