Оценка влияния физических нагрузок «до отказа» на развитие когнитивных способностей единоборцев

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Зайнетдинов
Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – оценить влияние работы «до отказа» на развитие когнитивных способностей занимающихся спортивными единоборствами.
Методика и организация исследования. Оценка когнитивных способностей под воздействием физических нагрузок осуществлялась в группе спорт­сменов-единоборцев (n=64 чел.) ДЮСШ (г. Москва), возраст которых колебался от 17 до 20 лет. Методический подход к проведению исследований выглядел следующим образом: вначале фиксировались показатели психофизической деятельности в покое, затем спортсмены выполняли работу «до отказа» и после 10-минутного отдыха вновь тестировались психофизические показатели.
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что максимальные физические нагрузки при работе «до отказа» не являются чем-то сверхординарным явлением, а всего лишь отражают естественное состояние организма, дошедшего до предела своих сиюминутных возможностей. При этом необходимо выделить, что у спортсменов-единоборцев, которые достаточно трудно переносят большие физические нагрузки, отмечаются значительные изменения в показателях развития когнитивных способностей, определяющих достижение высоких соревновательных результатов. В связи с этим полученные результаты диктуют необходимость применения оптимальных физических нагрузок для эффективного развития когнитивных способностей спортсменов-единоборцев.

Ключевые слова: спортивные единоборства, физические нагрузки, когнитивные способности, индивидуальные особенности.

Литература

  1. Воробьев В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Воробьев. – СПб., 2012. – 48 с.
  2. Зайнетдинов М.В. Оценка результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов вольного стиля в процессе комплексной предсоревновательной подготовки / М.В. Зайнетдинов, К.М. Берулава // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 3. – С. 32-34.
  3. Рогов Ю.Н. Формирование у юных борцов навыков распознавания образа специфической ситуации для выполнения атакующего действия: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.Н. Рогов. – Майкоп. – 2015. – 24 с.
  4. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2006. – 592 с.
  5. Чикуров А.И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.И. Чикуров. – Красноярск, 2008. – 22 с.