Конструирование образовательных программ дошкольного образования на примере интеграции обязательной части и парциальной программы по раннему физическому развитию детей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук М.Ю. Парамонова1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Толкачева1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Волобуева1
Кандидат педагогических наук О.В. Никифорова1
1Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва

Цель исследования – разработать алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования на примере интеграции обязательной части (ФОП ДО) и парциальной программы по раннему физическому развитию детей.

Методика и организация исследования. Разработаны структура и содержание образовательной программы дошкольного образования, проанализированы парциальные программы, в том числе по раннему физическому развитию детей, определены алгоритмы интеграции двух частей образовательной программы, создан конструктор образовательных программ дошкольного образования (далее – Конструктор).
Результаты исследования и выводы. Разработан Конструктор для создания образовательных программ ДОО, включающий в своей структуре обязательную часть, представленную ФОП ДО, и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Конструктор создан в виде чат-бота в Telegram-канале, ссылка на него размещена на официальном сайте ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» и сайте «конструктордо.рф». Он позволяет образовательным организациям проектировать образовательную программу, последовательно отвечая на предлагаемые вопросы. Охарактеризованы алгоритмы интеграции двух частей образовательной программы: включение в ЧФУ одной или нескольких парциальных программ, программных элементов (задач, технологий, форм работы и др.), расширяющих или дополняющих задачи обучения, воспитания и развития детей от двух месяцев до семи лет, представленных в ФОП ДО.
Рекомендации по их применению. Результаты исследования могут быть использованы при конструировании образовательных программ ДОО; проведении внутреннего аудита соответствия образовательных программ ФОП ДО; повышении квалификации педагогических работников сферы дошкольного образования; разработке критериев отбора парциальных программ раннего физического развития детей для включения в образовательную программу ДОО в ЧФУ; включении содержания регионального компонента образовательной программы ДОО.

Ключевые слова: дошкольное образование, федеральная образовательная программа дошкольного образования, парциальные программы раннего физического развития детей, конструктор образовательных программ дошкольного образования.

Статья подготовлена в рамках исполнения Государственного задания № 073-00065-23-02 от 08.02.2023 по теме научно-исследовательской работы «Алгоритмы конструирования образовательных программ дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства».

Литература

  1. Волобуева Л.М. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики / Л.М. Волобуева, Г.Н. Толкачева, М.Ю. Парамонова // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 4 (118). – С. 8–21.
  2. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/ (дата обращения: 18.09.2023)
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 18.09.2023)
  4. Федорова С.Ю. Теоретические аспекты разработки и внедрения авторских парциальных программ в системе физического воспитания дошкольников / С.Ю. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 8 (122).